Двигатель трактора ДТ-20 оборудуется закрытой системой водяного охлаждения с принудительной циркуляцией воды и шторкой радиатора, которая управляется с рабочего места тракториста.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо поддерживать температуру воды в системе охлаждения 85-95 градусов Цельсия.
Регулировка температуры воды осуществляется с помощью шторки радиатора и термостата.
Правила эксплуатации системы охлаждения трактора ДТ-20:
1) – Проверка уровня воды в радиаторе перед началом работы (уровень воды должен находиться на 40-50 мм ниже верхнего бурта горловины радиатора). При необходимости следует долить чистую мягкую воду до требуемого уровня. Показатель мягкости воды – способность хорошо мылиться. Для доливки рекомендовано использование дождевой либо кипячёной воды. Использование жёсткой воды для охлаждения двигателя влечёт за собой образование накипи на внутренних стенках системы охлаждения. Накипь, как плохой проводник тепла, замедляет отдачу тепла из цилиндра двигателя в охлаждающую воду и из радиатора в окружающую среду, что приводит к перегреву двигателя. Смягчение жёсткой воды (морской, ключевой, колодезной) производится путём кипячения либо путём предварительной добавки 6-7 граммов каустической соды на 10 литров воды.
Систему охлаждения трактора нельзя заполнять водой, которая содержит хлор либо сернокислые соли во избежание разрушения латунных трубок радиатора. В воду с вредными примесями следует добавить 10 граммов жидкого стекла на 1 литр воды. В систему охлаждения трактора такая вода заливается вместе с добавленным жидким стеклом.
Так как вода, слитая из системы охлаждения трактора ДТ- 20, содержит меньше известковых солей, то её в холодное время года, а также в других случаях надлежит хранить в закрытой чистой ёмкости, чтобы при заправке двигателя она могла быть использована. Во избежание попадания в систему охлаждения трактора грязи и посторонних примесей заливка воды в радиатор производится через воронку с мелкой сеткой;
2) – Заливка воды в систему охлаждения перегретого двигателя должна выполняться медленно для предотвращения образования трещин в стенках головки. По этой же причине запрещается быстрая заливка слишком горячей воды в холодный двигатель. Перед заливанием горячей воды следует заполнить заправочную воронку чистым снегом для обеспечения более низкой температуры первых порций воды;
3) – Заливная горловина радиатора должна быть закрыта специальной крышкой. Работа без крышки запрещена. Необходимо осуществлять периодическую проверку состояния резиновой прокладки крышки. При открывании крышки требуется соблюдение особой осторожности во избежание ожогов лица и рук кипятком и паром;
4) – Проверка уровня масла в полости шкива водяного насоса через каждые 60 мото-часов. При необходимости масло нужно долить до требуемого уровня;
5) – При появлении течи из-под сальника водяного насоса надлежит подтянуть гайку сальника (не более чем на одну грань, т. е. на 1/6 оборота).
В том случае, если течь не прекращается при затянутой до отказа гайке, нужно заменить набивку сальника из мягкого плетёного асбестового шнура квадратного сечения (шнур промаслен и прографитизирован). Длина шнура составляет 215 мм. Если готового шнура не имеется, то набивка может быть изготовлена самостоятельно.
Изготовление набивки сальника:
а) – Асбестовый шнур (туго сплетённый) толщиной 5 мм необходимо на 1 минуту погрузить в дизельное масло;
б) – Шнур вынуть и отжать;
в) – Тщательно перемешать 1 весовую часть талька и 2,5 весовые части серебристого графита;
г) – Промасленный и отжатый шнур прокатать в полученной смеси.
6) – Ежедневная проверка натяжения ремня вентилятора. Нормальное натяжение ремня – натяжение, когда ремень прогибается на 15-20 мм при нажатии рукой с усилием 6-7 кг, приложенным к ремню (сечение 25х14 мм) на середине между шкивами вентилятора и генератора.
На тракторах, оборудованных тонким ремнём (сечение 8,5х8 мм), усилие должно составлять 2-3 кг;
7) – Через каждые 240 мото-часов работы необходимо проверить и подтянуть крепления вентилятора и радиатора;
8) – Если опускание шторки вентилятора затруднено следует затянуть её пружину. С этой целью нужно отогнуть левый угольник стержня пружины и вынуть стержень, не давая ему повернуться. Далее следует повернуть левый конец стержня по ходу часовой стрелки на 4-5 оборотов, затем вставить конец стержня в отверстие угольника. Пригнуть угольник;
9) – Через каждые 960 мото-часов работы удалить накипь из системы охлаждения трактора ДТ-20 специальным раствором (1 кг бельевой соды и 0,5 л керосина растворить в 10 л воды);
10) – Через каждые 960 мото-часов работы двигателя снять водяной насос, слить масло из корпуса. Далее следует промыть внутреннюю полость корпуса дизельным топливом (с помощью шприца). Проверить состояние деталей водяного насоса;
11) – Засорённый пылью и грязью радиатор промыть и продуть снаружи;
12) – При остановках в зимнее время нельзя допускать охлаждения воды в системе ниже 40 градусов Цельсия. При длительной стоянке воду из системы нужно слить, открыв сливные краны на картере двигателя и на нижнем бачке радиатора.
Для полного слива воды следует открыть заливную горловину радиатора. Поверхность резиновых шлангов должна быть чистая (без следов масла и топлива).