Пружины крепятся к стержню клапана посредством опорной тарелки (8) [рис. 1, в)] и конических (9) либо цилиндрических (10) сухариков или конуса (11), расположенного на хвостовике стержня.
Рис. 1. Конструктивные формы клапанов и способы их крепления.
а) – Выпускной клапан форсированного двигателя;
б) – Формы тарелок клапанов:
I – Плоская тарелка клапана;
II – Тюльпанообразная тарелка клапана;
III – Выпуклая тарелка клапана;
в) – Способы крепления пружин на клапанах;
1) – Стержень клапана;
2) – Тарелка клапана;
3) – Заглушка;
4) – Жаропрочная наплавка тарелки клапана;
5) – Металлический натрий;
6) – Выточка для предохранительного кольца;
7) – Кольцевая проточка под сухарики;
8) – Опорная шайба пружины;
9) – Конические сухарики;
10) – Цилиндрические сухарики;
11) – Конус на хвостовике;
12) – Коническая втулка.
Широкое распространение получил первый способ. На основной массе двигателей (ЗМЗ, КамАЗ, ЯМЗ, СМД) в соединение клапана с пружинами посредством сухарей и тарелки вводится коническая (12) [рис. 1, в)] либо цилиндрическая втулка (3) [рис. 2]. Данный тип крепления позволяет уменьшить не только опорную поверхность, но и силы трения между втулкой и тарелкой, что даёт возможность клапану проворачиваться в процессе работы двигателя. Этим создаётся эффект самопритирания фасок тарелки (головки) клапана и седла, а также предотвращается формирование нагара на них. Помимо этого, снижается односторонний износ направляющей втулки и стержня клапана.
Рис. 2. Установка клапанных пружин.
1) – Клапан;
2) – Сухарик;
3) – Втулка тарелки;
4) – Тарелка клапана;
5) – Наружная пружина клапана;
6) – Внутренняя пружина клапана;
7) – Шайба пружин клапана;
8) – Направляющая втулка;
9) – Головка цилиндра.