Командный привод управления коробкой передач – это такой привод, когда водитель сам не затрачивает усилий, а посредством воздействия на управляющий элемент влияет на переключение, которое, как правило, происходит за счёт энергии гидронасоса либо электродвигателя. Устройство командного привода представлено на примере четырёхступенчатой с шестернями постоянного зацепления коробки передач трактора Т-150К.
Передача включается посредством многодисковых фрикционных муфт (14) [рис. 1], (15), (16) и (17), которые расположены на вторичном валу и включаются за счёт энергии давления масла. В состав привода входит: источник энергии (гидравлический насос (11), снабжённый постоянный приводом от двигателя); ёмкость для масла (бак (1)), в которую заливается масло через горловину (4); заборный фильтр (13); масляный радиатор (3); гидроаккумулятор (8); фильтр нагнетания (12); распределитель (18); клапаны (2), (5), (7), (9), (10) и (20), которые позволяют поддерживать заданные температуру и давление масла в системе на различных режимах работы трактора. Контроль давления масла в системе осуществляется по манометру (6).
Рис. 1. Схема командного управления коробкой передач трактора Т-150К.
1) – Бак;
2) – Предохранительный клапан;
3) – Радиатор;
4) – Заливная горловина;
5) – Перепускной клапан;
6) – Манометр;
7) – Клапан I и III передач;
8) – Гидроаккумулятор;
9) – Перебросной клапан;
10) – Клапан II и IV передач;
11) – Насос;
12) – Фильтр нагнетания;
13) – Заборный фильтр;
14) – Фрикционная муфта III передачи;
15) – Фрикционная муфта II передачи;
16) – Фрикционная муфта I передачи;
17) – Фрикционная муфта IV передачи;
18) – Распределитель;
19) – Золотник распределителя;
20) – Предохранительный клапан гидросистемы.