Для включения соответствующих зубчатых муфт либо шестерён нужно передвинуть каретки рычагом, посредством которого оказывается воздействие на вилки, соединённые с каретками. Рычаг управления коробкой передач с подвижными каретками, как правило, установлен в крышке (18) [рис. 1] коробки передач.
Рис. 1. Схема механизма управления непосредственного действия тракторной коробки передач.
1) – Педаль сцепления;
2) – Тяга;
3) – Рычаг переключения передач;
4) – Сферический шарнир;
5) – Крышка;
6) – Рычаг;
7) – Блокировочный валик;
8) – Стержень;
9) – Пружина;
10) – Проточка;
11) – Ползун;
12) – Вилка;
13) – Блок шестерён;
14) – Вал;
15) – Фиксатор;
16) – Нижнее плечо рычага;
17) – Кулиса-пластина;
18) – Крышка.
Широкое распространение получала конструкция с установкой рычага в шаровой опоре. При этом в средней части рычага выполнено шаровое утолщение (4), которое с гнездом (5) крышки образует шарнир. Верхний длинный конец рычага заканчивается рукояткой для переключения передач. Нижнее короткое плечо (16) при качании рычага (3) в поперечной плоскости (относительно оси трактора) заходит в прорезь одного из ползунов (11). После этого при наклоне рычага управления вперёд либо назад соответствующий ползун будет перемещать закреплённую за ним вилку (12) переключения передач.