При работе двигателя ЗИЛ-130 с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разряжения во впускном коллекторе клапан (3) [рис. 1] поднимается вверх, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера (5) и уменьшает проходное сечение клапана до величины, требуемой для прохода малого объёма газов, прорывающихся в картер двигателя.
Рис. 1. Схема вентиляции картера двигателя ЗИЛ-130 и питания его воздухом.
1) – Воздушный фильтр вентиляции картера;
2) – Маслоуловитель;
3) – Клапан вентиляции картера;
4) – Корпус;
5) – Штуцер.
При работе двигателя с полностью открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном газопроводе падает, и клапан под действием собственного веса опускается вниз, открывая проходное сечение.