Трактор Т-130М – мощный гусеничный трактор общего назначения, который предназначен для выполнения различных энергоёмких работ в агрегате с разнообразными машинами и орудиями: погрузчиками, бульдозерными лопатами, буровыми установками, бурильными агрегатами, трубоукладчиками, подъёмными кранами, канавокопателями, плугами-рыхлителями, роторными фрезерными машинами с активным рабочим органом, дренажными орудиями, корчевателями, кусторезами и т.д.
Трактор Т-130М способен работать в различное время года, в разных климатических зонах (от тропических зон до районов Крайнего Севера), на разнообразных грунтах (переувлажнённые почвы, плотные суглинки, песок, мёрзлые грунты, скальные породы и пр.)
В связи с широким разнообразием и спецификой выполняемых работ выпускаются различные модификации трактора Т-130М.
Тракторы общего назначения.
Т-130М – с кабиной, гидравлической системой, жёстким прицепным устройством;
Т-130МГ-1 – базовый с кабиной, гидравлической и передней навесной системами, с жёстким прицепным устройством (орудия навешиваются спереди трактора – корчеватель, бульдозерная лопата и др.);
Т-130МГ-2 — с кабиной, гидравлической системой и маятниковым прицепным устройством, приспособленный для установки передней и задней навесных систем;
Т-130МГ-3 — с кабиной, гидравлической и задней навесной системами;
Т-130МГ – с гидравлической системой, приспособленный для установки передней и задней навесных систем.
Тракторы специального назначения – болотоходные.
Т-130МБ – с маятниковым прицепным устройством, негидрофицированный;
Т-130МБГ-1 – с гидравлической и передней навесной системами, с маятниковым прицепным устройством;
Т-130МБГ-3 – с гидравлической и задней навесной системами.
Трактор Т-130М состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части, гидравлической системы управления рабочим органом, рабочего места водителя, дополнительного оборудования.
У тракторов общего назначения двигатель мощностью 117,8 кВт (160 л.с.), у болотоходных — 103 кВт (140 л.с.) преобразует тепловую энергию в механическую, которая приводит в движение трактор и присоединённые к нему машины. От двигателя, установленного на лонжеронах, крутящий момент передаётся к ведущим колёсам через трансмиссию, которая состоит из сцепления, коробки передач, главной передачи, механизмов поворота с тормозами, бортовых редукторов.
Сцепление служит для отсоединения трансмиссии от двигателя при переключении скоростей и плавного трогания трактора с места.
Коробка передач трактора Т-130М общего назначения даёт возможность изменять скорость движения, обеспечивая восемь передач переднего хода и четыре передачи заднего хода и максимальное тяговое усилие 128,3 кН (13,08 тс) при скорости движения 2,51 км/ч.
Опорной базой является ходовая часть, она преобразует вращательное движение ведущих колёс в поступательное движение трактора. Связь ходовой части с рамой трактора осуществляется шарнирно в трёх точках. Рама трактора Т-130М состоит из корпуса муфт поворота и приваренных к нему лонжеронов коробчатого сечения, которые связаны между собой в передней части бампером, а в средней части – коробкой рессоры.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система универсальная, она предназначается для работы с двумя типами навесных систем: передней и задней.
Передняя навесная система предназначается для установки навесных орудий, смонтированных на специальной раме. Силовые гидроцилиндры прикреплены к цапфам силовых баков гидросистемы.
Задняя навесная система состоит из механизма навески с двумя силовыми гидроцилиндрами. Она предназначается для агрегатирования трактора Т-130М с различными сельскохозяйственными орудиями.
Рабочее место водителя располагается в металлической кабине закрытого типа с теплозвукоизоляцией.
Кабина оборудована устройством для обогрева, зеркалом заднего вида, вентилятором, солнцезащитным козырьком, плафоном для освещения, стеклоочистителями. Хорошая обзорность из кабины позволяет трактористу видеть обе гусеницы и рабочие органы орудий.
В зависимости от назначения трактор Т-130М оснащается дополнительным оборудованием: ледоходными шпорами, асфальтоходными и другими видами башмаков, защитным устройством двигателя и ходовой части, устройством для подготовки двигателя к запуску в зимнее время и др.