Гидроувеличитель посредством трубопроводов соединяется с распределителем, подъёмной (штоковой) полостью цилиндра, который управляет механизмом навески, гидроаккумулятором и баком. Полость цилиндра, работающая на опускание, при помощи трубопровода связана непосредственно с распределителем.
При эксплуатации трактора без использования ГСВ ползун гидроувеличителя устанавливается в среднее положение (позиция «ГСВ выключен»). Данное положение представлено на рис. 74.
Рис. 74. Гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ) трактора МТЗ-50.
1) – Корпус;
2) – Большой плунжер;
3) – Предохранительный клапан;
4) – Золотник;
5) – Пружина предохранительного клапана;
6) – Обратный клапан;
7) – Гайка;
8) – Малый плунжер;
9) – Регулировочная пружина;
10) – Фигурная гайка;
11) – Болт;
12) – Регулировочный винт;
13) – Передняя крышка;
14) – Резиновое уплотнительное кольцо;
15) – Маховичок;
16) – Наружный рычаг;
17) – Резиновое уплотнительное кольцо;
18) – Внутренний рычаг;
19) – Ось рычагов;
20) – Резиновое уплотнительное кольцо;
21) – Втулка;
22) – Сепаратор;
23) – Шарик;
24) – Обойма фиксатора;
25) – Пружина ползуна;
26) – Ползун;
27) – Штуцер;
28) – Запорный клапан;
29) – Шарик запорного клапана.
ГСВ полностью отключается от гидросистемы; цилиндр соединён с распределителем через открытый запорный клапан.
Управление гидросистемы производится перемещением рукоятки золотника распределителя, который управляет задним цилиндром.
В позиции «ГСВ включен» ползун сдвинут влево, а золотник распределителя, управляющий задним цилиндром, установлен в позицию «подъём». При этом гидроаккумулятор через сверления в корпусе ГСВ, фрезерованный паз ползуна (3) и открытый запорный клапан (1) соединён с нагнетательной полостью заднего цилиндра.
Золотник (5) автоматического поддержания давления в цилиндре удерживается в определённом положении: с одной стороны – натяжением регулировочной пружины (12), с другой стороны – давлением масла, которое воздействует на торец золотника со стороны большого плунжера (6). Отверстия в золотнике соединяют полость между большим плунжером и торцом золотника с цилиндром и аккумулятором.
Если в аккумуляторе имеется соответствующее давление, золотник (5) сдвинут вправо и масло из распределителя через образовавшуюся кольцевую щель между шейкой золотника и пояском корпуса сливается в бак. Таким образом, насос функционирует без давления, а эффект увеличения сцепного веса создаётся за счёт масла, находящегося под давлением в аккумуляторе и цилиндре.
При уменьшении заданного давления в аккумуляторе вследствие утечек масла либо увеличения объёма системы из-за перемещений поршня цилиндра механизма навески пружина (12) преодолевает давление жидкости со стороны большого плунжера (6) и сдвигает золотник влево. При этом золотник перекрывает сливную полость, и масло от распределителя через обратный клапан (4) поступает в аккумулятор и заряжает его.
По достижении заданного давления подпора золотник перемещается вправо, открывая свободный проход маслу на слив. Малый плунжер (10), скользящий внутри гайки (11), предназначен для резкого возврата золотника в исходное положение.
Величина давления подпора в цилиндре регулируется от 8 до 28 кгс/см2 путём вращения маховичка (16), который закреплён на регулировочном винте (14), и изменением натяжения пружины (12).
Одновременно регулируется натяжение пружины (9) шарикового предохранительного клапана (8). Пружина (9) подобрана таким образом, что клапан открывается при превышении давления в аккумуляторе на 8-20 кгс/см2 больше отрегулированного.
В позиции «заперто» (крайнее правое положение ползуна) запорный клапан, скользя зачеканенным шариком (2) по скосу ползуна (3), садится конусным хвостовиком в гнездо на корпусе и отсоединяет напорную магистраль цилиндра от гидросистемы, исключая утечку масла из цилиндра по зазорам золотниковых пар распределителя и ГСВ.