Факторы, влияющие на долговечность работы двигателя:
1) износ ресурсных соединений;
2) накопление усталостных повреждений в ресурсных деталях;
3) изменение физико-механических свойств конструкционных элементов (таких как резиновые уплотнительные устройства, детали из неметаллических материалов, металлических деталей, эксплуатирующихся в высокотемпературной среде и прочее).
Чтобы увеличить долговечность следует снижать скорость протекания вышеописанных процессов.
Снижения скорости изнашивания достигают путём смазывания трущихся поверхностей деталей в подвижных соединениях, а также охлаждением деталей, которые работают в высокотемпературной среде.
Смазочная система. Режим смазывания деталей находится в зависимости от работы смазочной системы двигателя. Давление в главной масляной магистрали является одним из основных параметров, который характеризует работу смазочной системы. Давление понижается по мере износа соединений двигателя, в особенности подшипников коленчатого и распределительного валов (при одних и тех же скоростных и температурных режимах). В связи с вышеизложенным, давление масла в главной масляной магистрали двигателя является косвенным (диагностическим) параметром, позволяющим оценить состояние ресурсных соединений двигателя.
Также давление масла находится в зависимости от состояния приборов и агрегатов смазочной системы (манометр, масляный насос, сливной клапан) [таблица 2].
Таблица 2. Причины снижения давления масла в двигателе.
| Диагностический параметр | Структурные параметры (признаки) | 
| Разрегулирован редукционный либо сливной клапан | |
| Неисправен масляный манометр | |
| Давление в главной масляной магистрали | Изношены шестерни и корпус масляного насоса | 
| Изношены подшипники распределительного вала | |
| Изношены коренные либо шатунные подшипники коленчатого вала | 
Масло, которое подаётся к соединениям, проходит предварительную очистку от продуктов износа деталей, грязи, абразивных частиц, которые способствуют быстрому износу соединений. В связи с этим такая неисправность смазочной системы, как засорённость фильтров, требует периодического контроля.
Система охлаждения предназначается для поддержания оптимальных температурных режимов работы двигателя, которые влияют на изнашивание деталей, а также на процессы смоло- и нагарообразования.
Температура охлаждающей жидкости является косвенным (диагностическим) параметром состояния системы охлаждения. Причиной перегрева двигателя (повышенные температурные показатели) являются неисправности агрегатов и приборов системы охлаждения [табл. 3]. Перегрев двигателя также может быть вызван поздним впрыскиванием топлива либо поздним зажиганием.
Табл. 3. Неисправности системы охлаждения двигателя.
| Диагностический параметр | Структурные параметры (признаки) | 
| Неисправен термометр | |
| Ослаблено натяжение ремня вентилятора | |
| Температура охлаждающей жидкости | Образовалась накипь либо засорена сердцевина радиатора | 
| Образовалась накипь на наружной поверхности гильз цилиндров | |
| Поздняя подача топлива в цилиндры либо позднее зажигание | 
Неисправности двигателей, которые влияют на безотказность их работы. Безотказность двигателя определяется постепенными и внезапными отказами нересурсных агрегатов:
1) агрегаты системы пуска (пусковой двигатель с редуктором, стартер);
2) агрегаты системы питания (форсунки, топливный насос, топливопроводы);
3) агрегаты системы зажигания и электрооборудования (прерыватель-распределитель, генератор, катушка зажигания, искровые свечи).