Диагностирование и техническое обслуживание топливной аппаратуры дизеля


* * *

При проведении ТО-2 проверяются форсунки, а также момент начала подачи топлива.

Проверка форсунок без их снятия с дизеля осуществляется при помощи прибора КИ-9917 либо КИ-16301А [рис. 10].

проверка форсунок при помощи прибора КИ-16301А

Рис. 10. Проверка форсунок при помощи прибора КИ-16301А.

1) – Прибор;

2) – Форсунка.

Прибор подключается к форсунке при помощи трубки высокого давления. Ручкой топливо нагнетается в форсунку. При этом определяется давление начала впрыскивания, а также качество распыливания топлива.

Давление начала впрыскивания соответствует максимальному показанию манометра при медленном прокачивании топлива рычагом. Форсунка должна давать чёткое одиночное впрыскивание.

Качество распыливания контролируется при быстром прокачивании топлива (частота 40-60 кач/мин). Дробный звук – показатель хорошей подвижности иглы и качественного распыливания. Давление впрыскивания должно соответствовать значениям, указанным в [табл. 6]. Допустимо проведение регулирования давления начала впрыскивания без снятия форсунки с дизеля.

Табл. 6. Давление впрыскивания топлива форсунками.

Марка дизельного двигателя Давление впрыскивания, МПа
нормальное допустимое предельное
ЯМЗ-240Б, ЯМЗ-238НБ 16-17 15,5 15
СМД-62, Д-240, Д-240Л 17,5-18 17 16
СМД-144, Д-37 17-17,5 16 15,5
Д-50, Д-50Л, СМД-14 12,5-13 12 11,5
Д-108, Д-160 20,5-21 20 19,5
А-41, А-01М 15-15,5 15 14,5

Проверка момента начала подачи топлива секцией насоса производится при помощи моментоскопа КИ-4941, указателя (имеет четыре сменные иглы), а также комплекта технологических пружин. Данные приспособления включены в состав определителя КИ-13902 момента подачи топлива и фаз газораспределения [рис. 11].

определитель КИ-13902 момента подачи топлива и фаз газораспределения

Рис. 11. Определитель КИ-13902 момента подачи топлива и фаз газораспределения.

1) – Моментоскоп КИ-4941;

2) – Футляр моментоскопа;

3) – Шаблоны для измерения углов;

4) – Ключ;

5) – Иглы указателя;

6) – Комплект технологических пружин;

7) – Переходник;

8) – Пробка для закрытия переходника;

9) – Держатель углы указателя;

10) – Магнит для установки иглы указателя.

Технологическая пружина устанавливается в проверяемую секцию вместо пружины нагнетательного клапана. Жёсткость технологической пружины в 8-10 раз меньше рабочей (необходимое условие для компенсации влияния износа плунжерных пар). Моментоскоп закрепляется на штуцере проверяемой секции. Начало подачи топлива контролируется по первой секции (для ЯМЗ-240Б - по 12 секции).

Указатель определителя при помощи магнита закрепляется рядом:

со шкивом коленчатого вала (двигатели Д-37Е, А-14, СМД-14А, СМД-14Г);

со шкивом водяного насоса (двигатели Д-240, Д-50, Д-50Л, Д-65);

с маховиком (двигатели ЯМЗ-238НБ, СМД-62);

с гасителем крутильных колебаний (двигатель ЯМЗ-240Б).

Для того чтобы определить момент начала подачи топлива насосом требуется:

- при включённой подаче прокрутить коленчатый вал дизеля до заполнения трубки моментоскопа;

- встряхнуть трубку, удалив при этом часть топлива;

- медленно прокручивать коленчатый вал до начала подъёма топлива в трубке моментоскопа;

- прочертить риску на указанной выше детали против указателя;

- установить поршень первого цилиндра в в.м.т. и прочертить вторую риску против указателя;

- измерить шаблоном угломера (соотв. марке дизеля) угол между рисками. Данные для проверки начала подачи топлива представлены в [табл. 7].

Таблица. 7. Значение угла начала подач.

Марка дизельного двигателя Угол начала подачи топлива (до в.м.т.), град. Длина дуги на детали между рисками, мм/град
ЯМЗ-240Б 18-20 -
ЯМЗ-238НБ 17-19 -
СМД-62 26-29 -
Д-240, Д-240Л, Д-50, Д-50Л 25-27 1,6
А-41 27-30 1,52
СМД-14, СМД-14А 18-20 1,81
СМД-14НГ 22-24 1,57

Регулировка проводится в том случае, если значение измеренного угла выходит за указанные пределы. С этой целью в дизелях А-41, типа СМД-14, Д-50, Д-37 следует провернуть шлицевой фланец кулачкового вала топливного насоса относительно шестерни привода при вывернутых болтах крепления фланца к шестерне, а в ЯМЗ – полумуфту привода топливного насоса относительно муфты опережения впрыскивания.

При проведении ТО-1 выполняются следующие операции:

1) – доливка масла в корпус топливного насоса в случае необходимости;

2) – слив отстоя из фильтров и топливного бака;

3) – протяжка креплений агрегатов системы питания, топливопроводов;

4) – устранение подтекания топлива.

При проведении ТО-2 дополнительно к операциям ТО-1 следует:

1) – провести замену фильтрующих элементов топливных фильтров;

2) – отрегулировать форсунки и момент начала подачи топлива (в соответствии с полученными в ходе проверки результатами).

При проведении ТО-3 дополнительно к операциям ТО-1 и ТО-2 производят снятие топливного насоса с форсунками и регулировку его на стенде.
Яндекс.Метрика