Неисправности двигателей, которые влияют на долговечность и безотказность


* * *

Факторы, влияющие на долговечность работы двигателя:

1) износ ресурсных соединений;

2) накопление усталостных повреждений в ресурсных деталях;

3) изменение физико-механических свойств конструкционных элементов (таких как резиновые уплотнительные устройства, детали из неметаллических материалов, металлических деталей, эксплуатирующихся в высокотемпературной среде и прочее).

Чтобы увеличить долговечность следует снижать скорость протекания вышеописанных процессов.

Снижения скорости изнашивания достигают путём смазывания трущихся поверхностей деталей в подвижных соединениях, а также охлаждением деталей, которые работают в высокотемпературной среде.

Смазочная система. Режим смазывания деталей находится в зависимости от работы смазочной системы двигателя. Давление в главной масляной магистрали является одним из основных параметров, который характеризует работу смазочной системы. Давление понижается по мере износа соединений двигателя, в особенности подшипников коленчатого и распределительного валов (при одних и тех же скоростных и температурных режимах). В связи с вышеизложенным, давление масла в главной масляной магистрали двигателя является косвенным (диагностическим) параметром, позволяющим оценить состояние ресурсных соединений двигателя.

Также давление масла находится в зависимости от состояния приборов и агрегатов смазочной системы (манометр, масляный насос, сливной клапан) [таблица 2].

Таблица 2. Причины снижения давления масла в двигателе.

Диагностический параметр Структурные параметры (признаки)
Разрегулирован редукционный либо сливной клапан
Неисправен масляный манометр
Давление в главной масляной магистрали Изношены шестерни и корпус масляного насоса
Изношены подшипники распределительного вала
Изношены коренные либо шатунные подшипники коленчатого вала

Масло, которое подаётся к соединениям, проходит предварительную очистку от продуктов износа деталей, грязи, абразивных частиц, которые способствуют быстрому износу соединений. В связи с этим такая неисправность смазочной системы, как засорённость фильтров, требует периодического контроля.

Система охлаждения предназначается для поддержания оптимальных температурных режимов работы двигателя, которые влияют на изнашивание деталей, а также на процессы смоло- и нагарообразования.

Температура охлаждающей жидкости является косвенным (диагностическим) параметром состояния системы охлаждения. Причиной перегрева двигателя (повышенные температурные показатели) являются неисправности агрегатов и приборов системы охлаждения [табл. 3]. Перегрев двигателя также может быть вызван поздним впрыскиванием топлива либо поздним зажиганием.

Табл. 3. Неисправности системы охлаждения двигателя.

Диагностический параметр Структурные параметры (признаки)
Неисправен термометр
Ослаблено натяжение ремня вентилятора
Температура охлаждающей жидкости Образовалась накипь либо засорена сердцевина радиатора
Образовалась накипь на наружной поверхности гильз цилиндров
Поздняя подача топлива в цилиндры либо позднее зажигание

Неисправности двигателей, которые влияют на безотказность их работы. Безотказность двигателя определяется постепенными и внезапными отказами нересурсных агрегатов:

1) агрегаты системы пуска (пусковой двигатель с редуктором, стартер);

2) агрегаты системы питания (форсунки, топливный насос, топливопроводы);

3) агрегаты системы зажигания и электрооборудования (прерыватель-распределитель, генератор, катушка зажигания, искровые свечи).

8*

Яндекс.Метрика