Хорошая управляемость колёсных машин напрямую зависит от нескольких факторов:
— суммарный угловой зазор в рулевом механизме;
— усилие на рулевом колесе;
— сходимость/развал передних колёс.
В машинах, которые оборудованы гидроусилителем руля (ГУР), на управляемость также влияет техническое состояние агрегатов гидравлической системы. От функционирования муфт поворота и тормозов зависит управляемость поворотом гусеничных тракторов.
Суммарный угловой зазор в рулевом механизме и усилие его на ободе определяется при помощи универсального прибора НИИАТ К-402. Данный прибор включает в себя динамометр, его устанавливают на обод рулевого колеса. Измерить угловой зазор рулевого колеса нужно путём вращения колеса в обе стороны до устранения зазора в механизме. Величина нормального зазора составляет 22-25 градусов, величина допустимого зазора – 36 градусов.
При проведении технического обслуживания регулировка зазора проводится только в тех случаях, если имеется превышение допустимого значения. С этой целью вначале требуется устранить зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг, затем проводят повторную проверку величины зазора. Далее, если это необходимо, проводят регулировку зацепления в червячной паре и зазора в подшипниках рулевого механизма. После того, как выполнены указанные регулировки и проверен суммарный зазор, требуется измерить усилие на ободе рулевого колеса при помощи прибора К-402 (нормальное усилие – 20-50 Н, предельное усилие – 70 Н).
Контроль муфт поворота гусеничных тракторов состоит в измерении усилия на рычагах управления при помощи динамометрического приспособления КИ-16333 в момент трогания гусениц. Проверка должна производиться на ровной горизонтальной площадке с твёрдым покрытием.
В том случае, если трактор трогается рывками – это признак коробления либо расслоения накладок, поломки пружин, ослабления заклёпок.
Наряду с этим, управляемость гусеничного трактора зависит от технического состояния тормозов. Конструктивно предусматривается регулировка хода педалей остановочных тормозов при помощи регулировочной гайки. Вращая её, проводят измерение длины тяги управления тормозом.
Сходимость передних колёс проверяется при помощи устройства КИ-13927, измерительный инструмент в нём – рулетка. Для проведения проверки машину следует установить на ровной горизонтальной площадке с твёрдым покрытием при положении колёс, которое соответствует прямолинейному движению. Далее нужно измерить расстояние между колёсами при помощи устройства КИ-13927 на высоте оси в передней части, потом следует перекатить машину настолько, чтобы устройство КИ-13927 оказалось сзади на высоте оси и провести повторный замер: разница расстояний характеризует сходимость колёс. Для тракторов типа МТЗ данная разница расстояний должна быть в пределах 4-8 мм, ЮМЗ-6 – 8-12 мм, Т-40М – 0-4 мм, Т-25А – 13мм, Т-16М – 2-6 мм.
Сходимость колёс следует регулировать путём изменения длины поперечных рулевых тяг.