В процессе проведения ежесменных и номерных работ по техническому обслуживанию требуется выполнение строго определённого перечня перечисленных операций:
— Ежесменное техническое обслуживание;
— 1-ое техническое обслуживание;
— 2-ое техническое обслуживание;
— 3-е техническое обслуживание.
Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) включает в себя проведение проверки работоспособности приборов сигнализации и освещения (контроль дальнего и ближнего света фар, работы указателей поворота, подфарников, стеклоочистителей, стоп-сигнала).
Первое техническое обслуживание. Во время проведения ТО-1 в дополнение к операциям ЕТО требуется проверить уровень электролита в батарее аккумуляторов и, если это необходимо, долить дистиллированную воду, очистить поверхность аккумулятора, зачистить и смазать клеммы и наконечники проводов.
Второе техническое обслуживание. Во время проведения ТО-2 в дополнение к операциям ЕТО и ТО-1 требуется контроль плотности электролита в батарее аккумуляторов и, при необходимости, её подзарядка, а также прочистка дренажных и вентиляционных отверстий генератора, проверка и подтяжка клеммовых соединений и креплений агрегатов и приборов электрооборудования.
Третье техническое обслуживание. Во время проведения ТО-3 требуется дополнительно контролировать и, если это необходимо, проводить регулировку реле-регулятора, состояние стартера. Следует устранить неисправности, проверить показания контрольных приборов, состояние изоляции электропроводки. В случае выявления неисправностей стартера, реле-регулятора, генератора либо контрольных приборов, следует снять их и проверить на специальном стенде, затем устранить все неисправности и отрегулировать.
Для проведения проверки приборов электрооборудования применяется переносной вольтамперметр КИ-1093 либо комбинированный прибор (такой как 43102), при помощи которого определяется напряжение, сопротивление, сила тока в цепях постоянного и переменного тока, угол замкнутого состояния контактов прерывателя и частота вращения коленчатого вала. Аккумуляторная батарея проверяется нагрузочной вилкой ЛЭ-2, а плотность электролита следует контролировать при помощи денсиметра (ГОСТ-18481-81) либо использовать плотномер КИ-13951.
Проверка и обслуживание аккумуляторной батареи. Батарею следует очистить от пыли, грязи, протереть поверхность и провести осмотр на предмет наличия трещин на банке и мастике. Далее нужно зачистить клеммы и клеммовые провода.
Уровень электролита контролируется при помощи стеклянной трубки. Он должен находиться на высоте 10-15 мм (но не выше 15 мм) над поверхностью защитной решётки. В том случае, если уровень находится ниже решётки, то требуется долив дистиллированной воды.
Далее следует проверить плотность электролита, которая должна соответствовать техническим требованиям, представленным в табл.18. Допустимо снижение ёмкости в зимний период на 25%, в летний период на 50%. Разница в плотности электролита между аккумуляторами одной батареи может составлять не более 0,02 г/см2. Батарее требуется подзарядка, если плотность электролита ниже допустимого значения.
Табл.18. Плотность электролита.
Для районов с зимней температурой (град. Цельсия) | Период проверки | Плотность электролита г/см3 | ||
полностью заряженной батареи | с допустимым разрядом | |||
лето | зима | |||
ниже -40 | зима | 1,31 | 1,27 | 1,23 |
ниже -40 | лето | 1,27 | 1,23 | 1,19 |
до -30 | круглогодично | 1,29 | 1,25 | 1,21 |
до -15 | круглогодично | 1,27 | 1,23 | 1,19 |
до -5 | круглогодично | 1,25 | 1,21 | 1,17 |
Проверка генераторов и реле-регуляторов. К самым распространённым неисправностям генераторов относятся: замыкание обмоток на массу, межвитковое замыкание, обрыв в цепи, механический износ подшипников, разрушение обмотки якоря, износ щёток и пластин коллекторов (у генераторов постоянного тока).
При проведении проверки генераторов непосредственно на машине при помощи прибора КИ-1093 требуется их соединение по схеме, представленной на рис.18.
Рис. 18. Схема проверки генераторов при помощи прибора КИ-1093.
а) – Проверка генератора переменного тока;
б) – Проверка генератора постоянного тока;
1) – Выключатель массы;
2) – Батареи аккумуляторов;
3) – Реле-регулятор;
4) – Генератор;
5) – Прибор КИ-1093.
Генераторы переменного тока проверяются под нагрузкой, задаваемой при помощи реостата прибора КИ-1093 [рис.18, а]. Ток нагрузки для генераторов типа Г287 должен быть 70 А, а для генераторов типа Г306 – 23,5 А. При данной нагрузке требуется измерить напряжение при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя (оно должно находиться в пределах 12,5-13,2 В).
Контактно-транзисторный реле-регулятор. Чтобы проверить РР385-Б следует задать ток нагрузки 20 А и дополнительно включить все приборы освещения. При номинальной частоте вращения коленчатого вала напряжение должно составлять 13,5-14,3 В в летний период и 14,3-15,5 В — в зимнее время. Регулятор РР362-Б проверяется при токе нагрузки 13-15 А, напряжение должно составлять 13,2-14 В в летний период и 14,0-15,2 В — в зимнее время.
Генераторы постоянного тока контролируются при работе в режиме электродвигателя [рис.18, б]. С этой целью требуется снять приводной ремень и включить генератор при помощи включателя массы на 3-5 минут. Якорь должен вращаться равномерно, а потребляемый ток должен быть не более 6 А.
Вибрационный реле-регулятор. Его проверка начинается с контроля реле напряжения, схема проверки которого представлена на [рис. 19, а].
Рис. 19. Схема проверки реле-регулятора при помощи прибора КИ-1093.
а) – Проверка реле напряжения и ограничителя тока;
б) – Проверка тока отключения в реле обратного тока;
в) – Проверка обратного тока;
1) – Генератор;
2) – Реле-регулятор;
3) – Прибор КИ-1093.
Двигатель должен работать на средней частоте вращения коленчатого вала. Нагрузочным реостатом прибора нужно создать ток нагрузки 6-7 А и измерить напряжение, которое должно составлять 13,7-14 В для позиции «Лето», и 14,2-14,5 В для позиции «Зима».
С целью проверки ограничителя тока при средней частоте вращения коленчатого вала следует увеличить реостатом ток нагрузки до тех пор, пока не остановится стрелка амперметра. Показания амперметра при этом соответствуют току, ограничиваемому реле. Для реле РР315-Б максимальный ток должен составлять 12-14 А, а для реле РР315-Д – 14-16 А.
Реле обратного тока проверяется в соответствии со схемой, представленной на [рис. 19, б]. Требуется установить минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя таким образом, чтобы стрелка амперметра находилась в положении «0», затем нужно повысить частоту вращения. В момент включения реле обратного тока резко уменьшаются показания вольтметра. Напряжение, которое предшествует скачку стрелки вольтметра соответствует напряжению включения реле обратного тока и должно составлять 11-12 В.
Для проверки обратного тока следует составить схему включения в соответствии с [рис. 19, в]. Прибор нужно подключить к аккумуляторной батарее. Далее следует установить номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и затем медленно понизить её. Стрелка амперметра перейдёт в нулевое положение и будет показывать отрицательный ток. Требуется зафиксировать максимальное отрицательное отклонение стрелки, которое и соответствует обратному току в момент отключения аккумуляторной батареи от генератора. Величина обратного тока должна составлять 0,5-6 А.
Процесс регулировки приборов и агрегатов системы электрооборудования требуется производить на специальных стендах.
Проверка и обслуживание приборов системы зажигания. Согласно анализу надёжности карбюраторных автомобильных двигателей, 25-30% их отказов вызвано неисправностями в системе зажигания. Частые признаки неисправностей работы приборов системы зажигания: детонационные стуки, снижение мощности, работа двигателя с перебоями, полное отсутствие искрообразования, ухудшение приёмистости при переходе с малой на среднюю частоту вращения, трудный пуск двигателя. Следует обратить внимание, что примерно такие же признаки (исключение – отсутствие искрообразования) возникают и при наличии неисправностей в работе системы питания.
Выявление неисправностей в системе зажигания следует начать с проверки искровых свечей зажигания. Если имеются перебои в работе двигателя, то неработающий цилиндр нужно определять отключением свечи (замкнуть провод на массу) на малой частоте вращения. Выявив неработающий цилиндр, следует заменить свечу на заведомо исправную, для того чтобы убедиться в её исправности.
Окончив проверку всех искровых свечей зажигания нужно проконтролировать состояние прерывателя. К наиболее распространённым дефектам прерывателя относятся износ, окисление, нарушение зазора контактов прерывателя и замыкание подвижного контакта на массу. Перебои в работе двигателя могут также вызываться и неисправностью конденсатора. Конденсатор оказывает влияние на интенсивность искрообразования и окисление контактов прерывателя.
Причинами ухудшения приёмистости двигателя являются: нарушение работы центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания и неверная начальная установка угла опережения зажигания. Также раннее зажигание может являться причиной детонационных стуков и трудного запуска двигателя. Позднее зажигание – причина ухудшения приёмистости и существенного снижения ёмкости.
Причины отсутствия искрообразования: разрывы в цепях низкого/высокого напряжения, замыкание на массу подвижного контакта прерывателя, неисправности индукционной катушки (при условии наличия напряжения на клеммах первичной обмотки катушки).
Проверка приборов зажигания осуществляется при помощи вольтамперметра КИ-1093, комбинированных приборов 43102, Ц4328, К301, Э213, Э214. На станциях диагностики используется мотор-тестер КИ-5524.
Искровые свечи зажигания. При проведении технического обслуживания свечи следует очистить от нагара и отрегулировать зазор между электродами.
Прерыватель-распределитель. При проведении технического обслуживания в нём следует зачистить контакты, отрегулировать зазор между ними (контроль – по углу замкнутого состояния контактов), зачистить торец токопроводящей пластины ротора и контакты в крышке распределителя, смазать точки смазки. Далее следует проверить угол опережения зажигания и, если это необходимо, отрегулировать его.
Контактно-транзисторная система зажигания. Из-за малого тока, который проходит через контакты прерывателя, отсутствует искрение между ними, они почти не подвержены окислению и эрозии. При проведении технического обслуживания необходимо протирать контакты прерывателя ветошью, смоченной в бензине, проверить и отрегулировать зазор между ними, смазать фильц кулачка. При отказе транзисторного коммутатора он подлежит замене.
Проверка и обслуживание стартера. Виды неисправностей стартера: плохой контакт, обгорание либо выработка коллектора, обрывы и короткие замыкания в цепи, износ либо загрязнение щёток, износ муфты свободного хода, короткое замыкание либо обрыв в обмотках тягового реле и реле включения, заклинивание либо поломка зубьев шестерён. При наличии данных неисправностей во время включения стартера коленчатый вал не вращается или же проворачивается незначительно с шумом и стуками, не обеспечивая пуск двигателя.
В процессе проведения технического обслуживания следует подтянуть крепления контактов внешней цепи, очистить их от загрязнений, зачистить контакты включения стартера, подтянуть крепления. Проверка неисправного стартера осуществляется на контрольно-испытательном стенде Э211 и 532М.
Приборы и освещение. К основным неисправностям фар можно отнести нарушение их положения, что выражается в направленности светового потока. Параметры освещения дороги: при ближнем свете – 30 метров, при дальнем свете – 100 метров. В процессе проведения технического обслуживания необходимо регулировать фары при помощи специальных оптических приборов, переносного либо настенного экрана. Для регулировки и контроля положения фар используется прибор К-303.
Для проверки фар при помощи экрана машину следует установить перед экраном на горизонтальной площадке (на определённом расстоянии) и отрегулировать положение фар таким образом, чтобы высота горизонтальной оси обоих пятен света и расстояние между их вертикальными осями соответствовало техническим требованиям.