Диагностирование и техническое обслуживание гидросистем тракторов


* * *

Современные мобильные машины оснащаются гидросистемами коробки передач, управления поворотом и навесного устройства.

Общие неисправности гидросистем. Наиболее часто наблюдается изнашивание деталей гидроцилиндров, гидронасосов, распределителей, нарушение герметичности соединений, уплотнительных устройств, клапанов, попадание воздуха в систему, загрязнение фильтрующих элементов.

Первоочередное влияние на работу гидросистем оказывает присоединительная арматура, уплотнительные устройства, клапаны. В этой связи, перед началом проведения диагностирования основных агрегатов, следует убедиться в наличии масла в ёмкостях и отсутствии вышеперечисленных дефектов.

Во время проведения технического обслуживания требуется:

— следить за плотностью соединений в системе;

— нельзя допускать подтекания масла, при необходимости вовремя доливать чистое, профильтрованное масло рекомендованного сорта;

— промывать сапуны, фильтры;

— смазывать пальцы шарниров гидроцилиндров управления поворотом, а также другие сочленения, которые снабжены маслёнками.

Гидросистема коробки передач. Коробки передач энергонасыщенных тракторов оснащены гидросистемой, от функционирования которой зависит работоспособность гидроподжимных муфт переключения передач.

При эксплуатации трактора необходимо следить за уровнем давления масла в системе (оно должно составлять 0,8-0,9 МПа, допустимое значение – 0,7 МПа). В том случае, если уровень давления опускается ниже 0,7 МПа, нужно остановить трактор и попытаться устранить дефект. Эксплуатация трактора при пониженном давлении приводит к отказу гидроподжимных муфт ведущего вала и, чтобы устранить последствия данной неисправности, потребуется снять и разобрать коробку передач.

Во время проведения технического обслуживания следует:

— контролировать утечки в распределителе и гидроподжимных муфтах,

— контролировать подачу насоса,

— контролировать давление открытия предохранительного клапана,

— регулировать перепускной клапан,

— проверить манометр гидросистемы.

Диагностирование проводится при помощи прибора КИ-24038. Переходное устройство указанного прибора устанавливается в нагнетательной магистрали между насосом и фильтром. Трактор устанавливается на стенд КИ-8927 либо КИ-8949 или отключают привод от коробки передач на колёса. Масло следует предварительно прогреть до температуры не ниже 35 градусов Цельсия путём многократного переключения передач при работающем двигателе.

Определение подачи насоса. Данная операция проводится при показаниях манометра 1,0 МПа. Суммарные утечки масла в гидрораспределителе и гидроподжимных муфтах следует контролировать на всех передачах при таких же показаниях манометра. Технические требования представлены в табл.15.

Табл. 15. Допустимые значения подачи насоса и утечек масла.*

Марка трактора Подача насоса (л/мин) Утечка масла (л/мин)
Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3
К-700А, К-701 26,5 32,3 38,8 11,0 8,7 6,1
К-700 17,0 20,9 25,1 10,6 8,4 5,9
Т-150К 10,0 8,0 5,6
Т-150 22,0 26,9 32,3 9,8 7,7 5,4

* Представлены для каждой секции насоса и каждого распределителя.

Определение давления открытия предохранительного клапана. Вращая рукоятку прибора, следует довести показания манометра до максимально возможного значения. Клапан должен открываться при давлении 1,5-1,7 МПа. Если наблюдаются отклонения от указанных значений, требуется проведение регулировки.

Регулировка перепускного клапана. Изменяя затяжку пружины, следует наблюдать за показаниями манометра и сравнивать с показаниями манометра прибора КИ-24038. Разница показаний не должна превышать величину 0,1 МПа. Клапан должен срабатывать при давлении 0,95-1,0 МПа.

Во время проведения технического обслуживания следует:

— проверить плотность соединений в гидросистеме;

— подтянуть резьбовые соединения,

-долить масло.

При проведении ТО-2 требуется полностью разобрать фильтр линии нагнетания, очистить, промыть, продуть сжатым воздухом все фильтрующие элементы. Также необходимо  промыть заливной фильтр, фильтр-заборник, очистить магнит от металлических частиц, промыть ёмкости дизельным топливом, заменить масло в гидросистеме коробки передач.

Гидросистема управления поворотом колёсного трактора. Во время проведения технического обслуживания следует:

— провести проверку подачи насоса;

— провести проверку давления открытия предохранительного клапана;

— провести проверку утечки масла в распределителе;

— провести проверку расхода масла через клапан потока;

— провести проверку состояния запорных клапанов и гидроцилиндров.

Контроль производится при помощи прибора КИ-5473. Данный прибор состоит из дросселя-расходомера с манометром, входного шланга, сливного шланга, комплекта присоединительных штуцеров. Принцип работы дросселя расходомера аналогичен расходомеру постоянного перепада давления.

Перед началом проведения диагностирования следует прогреть масло в системе до температуры 45-50 градусов Цельсия.

Давление открытия предохранительного клапана. Входной шланг (5) прибора КИ-5473 следует присоединить к отверстию под пробку на корпусе предохранительного клапана при помощи специального переходника (тройника) у тракторов типа К-700. В тракторах типа Т-150 переходник следует устанавливать на клапан расхода, в тракторах МТЗ-80 – вместо пробки-заглушки на корпусе клапанной коробки. Сливной шланг (8) прибора КИ-5473 необходимо всегда соединять с гидробаком (1) и плотно закреплять [рис. 17, а].

схема проверки гидроусилителя руля тракторов МТЗ

Рис. 17. Схема проверки гидроусилителя руля тракторов МТЗ.

а) – Распределителя;

б) – Производительности насоса;

1) – Бак;

2) – Насос;

3) – Распределитель;

4) – Переходник;

5) – Шланг;

6) – Переходник;

7) – Прибор КИ-5473;

8) – Шланг;

9) – Переходник;

10) – Соединительная муфта.

Давление открытия клапана определяется при работе двигателя на максимальной  частоте вращения коленчатого вала. Рулевое колесо нужно удерживать в крайнем правом либо крайнем левом положении. Путём плавного увеличения сопротивления прокачке масла через дроссель-расходомер, следует определить давление, при котором открывается предохранительный клапан. Технические требования представлены в табл. 16.

Табл.16. Контролируемые параметры агрегатов гидросистемы рулевого управления.

Марка трактора Давление открытия предохранительного клапана (МПа) Подача насоса, не менее (л/мин) Утечка масла в распределителе, не более (л/мин).
номинальное допустимое Д1 Д2 Д3 Д1 Д2 Д3
К-701 10,0 9,5 128 136 149 36 29 20
К-700А 10,0 9,5 117 125 136 33 27 18
К-700 10,0 9,5 53 56 61 15 12 18
МТЗ-80 и его модификации 7,5  7,0 15 16 17 4 3 2
МТЗ-50 и его модификации 7,5 7,0 10 11 12 3,0 2,3 1,6
Т-150К 7,0 6,5 38 41 44 11 9 6
Т-40 и его модификации 7,5 7,0 33 35 38 2,3 2,0 1,0

Подача масла через распределитель. Проверка подачи масла через распределитель проводится при работе двигателя на номинальной частоте вращения. По манометру прибора КИ-5473 следует установить давление 5 МПа (для тракторов типа К-700 – 7 МПа) и определить подачу масла через распределитель. Далее показания прибора нужно умножить на 0,71 (для тракторов типа К-700 – на 0,84).

Проверка подачи насоса. В тракторах типа К-700 требуется отключить масляный радиатор и закрыть  заглушкой освободившийся штуцер и маслопровод. В тракторах Т-150К нужно отсоединить от клапана расхода нагнетательный маслопровод (от масляного насоса), затем к нему присоединить входной шланг прибора КИ-5473. В тракторах типа МТЗ-80 входной шланг (4) прибора следует соединить с нагнетательным маслопроводом от насоса через специальный переходник (5) [рис. 17, б].

Далее следует измерить подачу насоса при противодавлении:

— для тракторов типа К-700 – 7 МПа;

— для тракторов типа МТЗ-80 и Т-150К – 5 МПа;

— для тракторов типа Т-40 – 10 МПа.

Двигатель должен работать на номинальной частоте вращения коленчатого вала, температура масла должна составлять 45-50 градусов Цельсия. Далее показания прибора нужно умножить на 0,84 для тракторов типа К-700, а для тракторов Т-150К и МТЗ-80 – на 0,71. Результаты проверки должны соответствовать значениям, представленным в [табл.16].

На тех тракторах, подача насоса которых больше 90 л/мин, величина подачи масла через распределитель определяется при пониженной частоте вращения коленчатого вала. Значение подачи, приведённое к номинальной частоте вращения, следует рассчитывать по формуле (л/мин):

Qпр = Qnн / n,

где Q – подача, полученная при контроле (л/мин);

nн – номинальная частота вращения (мин-1);

n – частота вращения при диагностировании (мин-1).

Утечка масла через распределитель. Данная величина определяется как разность между подачей насоса и подачей масла через распределитель. Допустимые значения утечек представлены в табл. 16. Если утечка составляет больше значения Д1, то распределитель нуждается в ремонте.

Проверка состояния гидроцилиндров поворота. Для проведения проверки сначала требуется заполнить полости гидроцилиндров маслом, выполнив 3-4 поворота колёс, далее установить колёса в направлении прямолинейного движения. Проверка заключается в определении герметичности соединений «поршень — цилиндр». С этой целью требуется подать масло под давлением в надпоршневую часть цилиндра. Полость под поршнем, находящуюся со стороны штока, отключают путём отсоединения маслопровода и закрывают заглушкой. Штоки нужно отсоединить от полурамы. При помощи прибора Ки-5473 при работе двигателя на средней частоте вращения требуется установить давление 7 МПа для тракторов типа К-700 (для тракторов МТЗ-80 – 5 МПа). Рулевое колесо следует повернуть вправо и удерживать его в этом положении. В случае обнаружения перемещения штока левого цилиндра за 3 минуты – гидроцилиндр требует ремонта.

Проверка правого гидроцилиндра осуществляется аналогично, повернув рулевое колесо влево. Если через уплотнение между крышкой цилиндра и штоком имеются утечки масла, то требуется замена уплотнительных колец.

Проверка герметичности запорных клапанов. Для проведения контроля левого клапана требуется отключение маслопровода от правого клапана и соединение его (через специальный тройник) с выходным шлангом прибора КИ-5473. Далее следует пустить дизель, установить среднюю частоту вращения коленчатого вала, затем отрегулировать дросселем необходимое давление (для тракторов типа К-700 — 7 МПа, для тракторов Т-150К – 5 МПа). Далее в течение трёх минут отслеживать положение штока гидроцилиндра (если имеется перемещение штока, то запорный клапан необходимо отправить в ремонт). Проверка правого клапана осуществляется аналогичным способом.

Гидросистема навесного устройства. Замедление либо прекращение подъёма и принудительного опускания машины (орудия) являются признаками ухудшения работы гидросистемы навесного устройства. Причины данной неисправности в отсутствии либо в плохой циркуляции масла в системе. Ухудшение циркуляции масла бывает вследствие нарушения герметичности, из-за чего происходит утечка масла либо подсос воздуха. Такой же дефект имеет место и при неисправных запорных устройствах и распределителе.

Перед началом проведения диагностирования гидросистемы с использованием специальных приборов нужно осмотреть места соединений, проверить состояние маслопроводов и уровень масла в баке. Затем, после запуска дизеля, необходимо проконтролировать взаимодействие агрегатов гидросистемы путём перевода рукоятки распределителя из нейтрального положения в положение «Подъём» и «Опускание». Механизм навески при этом должен перемещаться плавно, без вибрации, без рывков. После того, как перемещение штока силового цилиндра закончено, рукоятка распределителя должна возвращаться в положение «Нейтральное».

Диагностирование агрегатов гидросистемы проводится с применением прибора КИ-5473.

Определение подачи насоса. Для данного определения требуется подключить входной шланг прибора к нагнетательной линии насоса, минуя распределитель, а выходной шланг соединить с баком. После прогрева масла следует установить номинальную частоту вращения коленчатого вала, создать номинальное противодавление 10 МПа, затем по показания прибора определить подачу насоса. Допустимое значение подачи приводится в табл. 17.

Табл. 17. Контролируемые параметры агрегатов гидронавесной системы.

Марка трактора Подача насоса, не менее (л/мин) Утечка масла в распределителе, не более (л/мин)
Д1 Д2 Д3  Д1 Д2 Д3
К-701 67  78 93  26  21 14
К-700А 62 72 85 30 24 13
К-700 73 91 108 30 24 16
Т-150 34 42 50 15 12 8
Т-150К 46 54 65 18 14 10
Т-4А 35 40 48 13 11 7
ДТ-75М и его модификации 40 47 56 16 13 8
МТЗ-50, МТЗ-80 и их модификации 24 28 34 9 7 5
Т-28Х4М 26 31 37 10 6
Т-16М, Т-25 8 10 12 3,0 2,6 2

Определение подачи масла через распределитель. Для этой цели входной шланг прибора требуется подключить к нагнетательной линии распределителя. Затем рукоятка управления основным силовым цилиндром должна быть переведена в позицию «Подъём».  Подача масла через распределитель проверяется при давлении 10 МПа.

При проведении определения подачи масла через распределитель для тракторов МТЗ-80 входной шланг прибора нужно подключить к верхней кольцевой полости распределителя, а сливной шланг – к нижней. Далее измеряется подача масла при работе распределителя и позиционного регулятора.

Утечка масла в распределителе определяется по разнице между подачей насоса и подачей масла через распределитель. Допустимые значения представлены в табл. 17.

Давление открытия предохранительного клапана и автоматического возврата золотников распределителя. Данные показатели проверяются при средней частоте вращения коленчатого вала. При этом рукоятку золотника, к которому подключен основной силовой цилиндр, нужно удерживать в положении «Подъём». Плавно перекрывая дроссель прибора КИ-5473, по показанию манометра следует измерить давление открытия предохранительного клапана. Для тракторов типа МТЗ-80, Т-150 допустимое значение 14,0-16,5 МПа, а номинальное – 14,5-16 МПа; для тракторов типа К-700 допустимое значение 12,5-14,5 МПа, а номинальное – 13-14 МПа.

Для возврата золотников нужно перевести рукоятку прибора КИ-5473 в позицию «Открыто», затем освободить рукоятку золотника и повысить дросселем давление до момента автоматического возврата рукоятки золотника в позицию «Нейтральное». В момент возврата нужно зафиксировать давление по прибору. Для тракторов типа МТЗ-80, Т-150 допустимое значение 12,5-15,0 МПа, а номинальное – 13,0-14,5 МПа; для тракторов типа К-700 допустимое значение 10,5-13,0 МПа, а номинальное – 11,0-12,5 МПа.

Герметичность гидроцилиндров. Для данной проверки требуется отсоединить от их штоковой полости маслопроводы и подать масло в надпоршневое пространство. Далее нужно установить минимально устойчивую частоту вращения коленчатого вала, затем при помощи прибора КИ-5473 создать давление 10 МПа при положении рукоятки золотника в позиции «Подъём». Через три минуты рукоятку золотника нужно перевести в положение «Нейтральное» и измерить перемещение штока за указанное  время (оно не должно превышать 7,5 мм).

8*

Яндекс.Метрика