В связи с тем, что агрегаты ходовой части тракторов постоянно работают в абразивной среде, они подвержены значительному износу.
Гусеничные тракторы. Износ проушин и пальцев гусениц влечёт за собой увеличение шага звеньев. Диагностическим параметром гусеничной цепи является суммарная длина десяти звеньев, контролируемая при помощи устройства КИ-13927. С целью данной проверки трактор следует переместить назад до полного натяжения верхней ветви гусеничной цепи, затем нужно измерить длину десяти звеньев. Данная величина не должна превышать следующих значений:
— для тракторов ДТ-75М, Т-74, Т-150 – 1900 мм;
— для тракторов Т-4А – 1800 мм;
— для тракторов Т-130 – 1870 мм;
— для тракторов Т-100М – 2110 мм.
В том случае, если указанная длина не находится в требуемых пределах, то следует отрегулировать натяжение гусеничных цепей, потому что натяжение влияет на интенсивность их износа.
Визуальным осмотром проверяется состояние направляющих колёс, катков, роликов. При этом следует выявлять наличие трещин, сколов, одностороннего износа (износ контролируется при помощи штангенциркуля).
На неисправность уплотнительных устройств указывает подтекание масла из полостей агрегатов ходовой части.
Во время проведения ТО-3 проверяется осевой зазор в конических подшипниках опорных катков и направляющих колёс с помощью приспособления КИ-4850, которое следует закрепить на раме. Допустимое значение зазоров для тракторов Т-150 и типа ДТ-75М – 0,5 мм, толщина беговых дорожек допускается не менее 12 мм, ширина обода должна быть не менее 17 мм. Толщина обода опорного катка должна составлять не менее 12 мм, диаметр беговой дорожки поддерживающего ролика – 202 мм.
Также у тракторов Т-150 и ДТ-75М следует проверить радиальный зазор между втулками балансира и цапфой каретки. Электромагнит приспособления КИ-4850 нужно закрепить на внешнем балансире (величина допустимого зазора – 2,0 мм).
Зазор в соединении ось качения — втулка балансира контролируется при помощи круглых щупов (допустимое значение – 1,5 мм).
Колёсные тракторы. У колёсных тракторов износу подвержены покрышки колёс, соединение поворотных цапф и подшипников ступиц передних колёс.
Давление воздуха в шинах, сходимость/развал колёс влияют на изнашиваемость шин. Давление воздуха в шинах необходимо контролировать ежесменно. Работа при пониженном давлении повышает затраты мощности на перекатывание трактора. Помимо этого, увеличение деформации шины значительно ускоряет расслоение её корда.
При помощи штангенглубиномера контролируется износ протектора. Высота почвозацепов ведущего колеса должна быть не менее 5 мм, высота почвозацепов направляющего колеса – не менее 2 мм.