В конструкции основной гидросистемы комбайна «Дон» использованы секционные гидрораспределители с электрогидравлическим и мускульным (ручным, механическим) управлением.
Отличие конструкции электрораспределителя от конструкции гидрораспределителя с мускульным управлением состоит в том, что управление золотником производится не механическим путём, а электрогидравлическим. Также отсутствует канал управления, перекрываемый гидроклапаном с электромагнитным управлением, который работает синхронно с электрогидрораспределителем.
В корпусе гидрораспределителя с механическим управлением размещены: нагнетательный канал Б, который закрыт крышкой (35); верхний и нижний сливные каналы В, которые сообщаются через вертикальный канал Г в крышке (36); канал А потока управления; золотник (5); запорные клапаны (2); поршень (1).
Золотники устанавливаются вместе с центрирующими пружинами (20), возвращающими их из рабочего положения в среднее (нейтральное). В рабочих секциях гидрораспределителей имеются гидрозамки (запорные клапаны), предназначенные для фиксации плунжеров (поршней) гидроцилиндров в промежуточных положениях.
Конструкция резьбового клапана – это две резьбовые втулки, одна из которых (наружная) ввёрнута в корпус секции, другая ввёрнута в наружную втулку.
Во втулку свободно вставлен клапан (29) с уплотнительным (резиновым) кольцом (28). Между буртиком клапана (29) и данной втулкой устанавливается дистанционная шайба (27). Шайба (27) предохраняет уплотнительное резиновое кольцо от деформации при воздействии на клапан давления масла от гидроцилиндра.
При нейтральном положении золотника клапан прижат к седлу втулки пружиной (26), которая опирается на крестовину (25). В указанном положении полости корпуса секции через лыски на золотнике соединяются с нагнетательным и сливным каналами распределителя.
Рис. 1. Гидрораспределитель комбайна «Дон».
1) – Поршень;
3) – Электромагнитный клапан;
5) – Золотник;
В — Сливной канал.
Рис. 2. Рабочая секция гидрораспределителя с электрогидравлическим управлением.
1) – Поршень;
2) – Запорный клапан;
3) – Электромагнитный клапан;
4) – Седло;
5) – Золотник;
6) – Втулка;
7) – Стопорное кольцо;
8) – Шайба;
9) – Пружина;
10) – Шайба;
11) – Игла;
12) – Шайба;
13) – Пружина;
14) – Якорь;
15) – Втулка;
16) – Проставка.
Рис. 3. Гидрораспределитель с ручным (мускульным) управлением.
А – Канал управления;
Б – Канал нагнетания;
В – Сливной канал;
Г – Вертикальный сливной канал в крышке (36).
1) – Поршень;
5) – Золотник;
18) – Крышка;
23) – Тяга золотника;
35) – Крышка распределителя;
36) — Крышка распределителя.
Рис. 4. Рабочая секция гидрораспределителя с ручным (мускульным) управлением.
1) – Поршень;
2) – Запорный клапан;
17) – Хвостовик;
18) – Крышка;
19) – Шайба;
20) – Пружина;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Золотник;
23) – Тяга золотника;
24) – Крышка;
25) – Крестовина;
26) – Пружина;
27) – Дистанционная шайба;
28) – Резиновое кольцо;
29) – Клапан.
Рис. 5. Запорное устройство секции подъёма жатки.
1) – Поршень;
30) – Штуцер;
31) – Крестовина;
32) – Пружина;
33) – Клапан;
34) – Втулка.
Упор поршня (1) в торец резьбовой втулки ограничивает перемещение клапана, но это не препятствует движению масла к гидроцилиндру либо от него, потому что в торце предусмотрены поперечные сквозные пазы.
В распределителе использованы два типа золотников управления:
— с одним запорным клапаном;
— с двумя запорными клапанами (для управления поршневыми цилиндрами).
В нейтральном положении золотника, зафиксированного пружиной (20), канавки совмещены с магистральными каналами.
Верхнее и нижнее положения золотника ограничены распорной втулкой и упорной шайбой (19), которые закрепляются на хвостовике золотника при помощи стопорного кольца (7).
Работа распределителя. При перемещении золотника вниз перекрывается канал управления (3). Масло под давлением из полости (2) попадает в полость (10) под поршень (8), затем, открывая толкатель (6) запорного устройства, попадает в цилиндр. При передвижении золотника вверх снова перекрывается канал управления (3). Масло под давлением из полости (2) попадает в полость (7) поршень (8), который нажимает на толкатель запорного клапана, и масло из цилиндра по трубопроводам сливается в бак.
Предохранительно-переливной клапан. Сопротивление в основной гидравлической системе достигает предела всякий раз, когда исполнительные цилиндры доходят до крайних положений. Чтобы защитить гидравлическую систему от чрезмерных давлений между нагнетающей и сливной магистралями предусмотрен предохранительно-переливной клапан.
Устройство предохранительно-переливного клапана:
в корпусе (14) между нагнетальной А и сливной Д полостями, (которые сообщаются с нагнетающей и сливной магистралями гидросистемы) устанавливается поршень (17) и предохранительный клапан (11), изолирующие полость высокого давления А от сливной полости Д.
Дроссельным отверстием Е соединяется полость А и задроссельная полость Б, а значит, и сообщающаяся с ней через отверстие полость В. В результате давление в указанных полостях выравнивается. Поршень (17) под давлением пружины (18) устойчиво удерживается в закрытом положении, перекрывая полость слива Д.
Полость Г предохранительного клапана соединена через канал с полостью Д. Таким образом, предельное давление в нагнетающей системе ограничивается предохранительным клапаном (11). Регулировка указанного давления осуществляется путём ввинчивания/вывинчивания винта (13).
Предохранительный клапан (11) следует регулировать на давление открытия 12,5 МПа.
Работа предохранительного клапана:
когда в нагнетающей системе давление возрастает сверх допустимого предела, предохранительный клапан открывается. Давление в полостях Б и В падает. В связи с тем, что масло из полости нагнетания А не успевает пройти через дроссельное отверстие Е, то мгновенно создаётся разность давлений с обеих сторон поршня (17). Данный поршень, сжимая пружину (18), поднимается и открывает прямой выход масла из полости нагнетания А в полость слива Д.
Когда причина повышения давления в нагнетающей полости исчезает, поток масла через предохранительный клапан (11) прекращается. Давление масла с обеих сторон поршня (17) снова выровняется. Поршень под давлением пружины (18) отделит полость нагнетания А от полости слива Д. Регулировка предохранительного клапана производится в заводских условиях.
Клапан-сигнализатор предназначается для осуществления контроля за чистотой фильтроэлемента и для предохранения его от разрушения при засорении путём перелива части масла в бак (через тарированный клапан), минуя фильтроэлемент. Настройка клапана произведена на давление 0,2+0,05 МПа. Проверка фильтроэлемента проводится при разогретом масле и работающем двигателе путём нажатия на кнопку. Если элемент незагрязнён – лампа горит, а если загрязнён – лампа мигает либо гаснет.
Рис. 6. Схема работы гидрораспределителя с мускульным управлением.
1) – Полость слива;
2) – Полость подачи масла от насоса;
3) – Канал управления;
4) – Золотник;
5) – Канал к гидроцилиндрам;
6) – Клапан (толкатель);
7) – Полость;
8) – Поршень;
9) – Канал от гидроцилиндров;
10) – Полость.
Рис. 7. Предохранительно-переливной клапан.
А – Полость нагнетания;
Б – Задроссельная полость;
В – Полость выхода потока управления;
Г – Полость предохранительного клапана;
Д – Полость слива (переливной канал);
Е – Дроссельное отверстие.
11) – Предохранительный клапан;
12) – Пружина предохранительного клапана;
13) – Регулировочный винт;
14) – Корпус;
15) – Седло;
16) – Клапан с дросселирующим отверстием;
17) – Поршень;
18) – Пружина поршня;
19) – Направляющая втулка.
Рис. 8. Клапан-сигнализатор.
20) – Ось;
21) – Корпус клапана сигнализатора;
22) – Пружина;
23) – Проволока для фиксации корпуса;
24) – Клапан сигнализатора;
25) – Втулка;
26) – Уплотнительное кольцо.