На тракторе Т-130М установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель Д-160 водяного охлаждения мощностью 160 л/с (117,8 кВт) с частотой вращения коленчатого вала 1250 об/мин с турбонаддувом воздуха в цилиндры, а также непосредственным впрыском топлива в камеру поршня.
В состав двигателя Д-160 [рис. 1, 2] входят:
1) – кривошипно-шатунный механизм;
2) – механизм газораспределения;
3) – система охлаждения;
4) – смазочная система;
5) – система питания;
6) – пусковое устройство;
7) – агрегаты электрооборудования.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Передняя спускная пробка;
2) – Передний маслоприёмник масляного насоса;
3) – Уравновешивающий механизм;
4) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
5) – Шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма;
6) – Шестерня привода гидронасоса;
7) – Передняя опора двигателя;
8) – Шатун;
9) – Распределительный вал;
10) – Болт крепления шкива коленчатого вала;
11) – Упорная плита распределительного вала;
12) – Коленчатый вал;
13) – Кожух шестерён распределения;
14) – Поршневой палец;
15) – Блок двигателя;
16) – Резиновое уплотнительное кольцо гильзы цилиндров;
17) – Шестерня привода распределительного вала;
18) – Поршень;
19) – Гильзы цилиндров;
20) – Шестерня привода топливного насоса;
21) – Вентилятор;
22) – Впускной клапан;
23) – Выпускной клапан;
24) – Крестовина вентилятора;
25) – Головка цилиндров;
26) – Колпак головки цилиндров;
27) – Грузовая проушина;
28) – Трубка подвода масла к валику коромысел;
29) – Валик коромысел;
30) – Воздухозаборный патрубок компрессора;
31) – Воздухоподводящий патрубок;
32) – Турбокомпрессор;
33) – Выпускной патрубок;
34) – Трубка отвода топлива от форсунок в топливный бак;
35) – Выпускной коллектор;
36) – Указатель для установки поршня в в.м.т.;
37) – Кожух маховика;
38) – Маховик;
39) – Болт крепления маховика;
40) – Задний маслоприёмник масляного насоса;
41) – Крышка коренного подшипника;
42) – Масляный насос;
43) – Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;
44) – Упорное полукольцо коленчатого вала;
45) – Крышка шатуна;
46) – Картер.
Двигатель Д-160 трактора Т-130М работает по четырёхтактному циклу. Каждый цикл осуществляется за пару оборотов коленчатого вала.
Впуск. В процессе движения поршня (18) [рис. 1] от в.м.т. (верхней мёртвой точки) до н.м.т. (нижней мёртвой точки) в цилиндры при открытом впускном клапане (22) нагнетается воздух турбокомпрессором (32) под давлением 145 кПа. Турбонаддув приводит к увеличению поступления воздуха в цилиндры, за счёт чего происходит повышение мощности двигателя.
Сжатие. Поршень поднимается из н.м.т. в в.м.т.; при закрытых клапанах (22) и (23) воздух сжимается, а его температура возрастает. В конце такта сжатия в цилиндры двигателя впрыскивается форсункой (32) [рис. 2] топливо, которое растекается тонкой плёнкой по стенке камеры сгорания поршня (18) [рис. 1]. При соприкосновении топлива с нагретой стенкой оно испаряется, перемешивается с нагретым воздухом, совершающим вихревое движение, и самовоспламеняется при температуре воздуха в камере порядка 600-700 град. Цельсия (873-973 К). За счёт хорошего перемешивания топлива с воздухом данная смесь полностью сгорает, обеспечивая высокую топливную экономичность двигателя не более 180 г/л.с.•ч (244,9 к/кВт•ч).
Рабочий ход. Образующиеся в процессе сгорания газы за счёт расширения давят на днище поршня, вследствие чего поршень движется вниз (от в.м.т. к н.м.т.) и через шатун (8) передаёт усилие на кривошип коленчатого вала (12), приводя вал во вращение.
Выпуск. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т., отработавшие газы выталкиваются через открытый выпускной клапан (23). После того как отработанные газы будут выпущены, происходит повтор рабочего процесса.
Рабочие ходы в цилиндрах двигателя Д-160 трактора Т-130М следуют один за другим в порядке работы цилиндров: 1-3-4-2. С целью лучшего протекания рабочего процесса клапаны (22) и (23) открываются и закрываются с опережением открытия и запаздыванием закрытия. Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра воздухом, что необходимо для полного сгорания топлива. Данные процессы необходимы для полного удаления отработанных газов из цилиндров двигателя.
Рис. 2. Поперечный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Трубка подвода масла к коренному подшипнику коленчатого вала;
2) – Фильтр грубой очистки топлива;
3) – Масломерная линейка;
4) – Распределительный вал;
5) – Главный маслопровод;
6) – Задняя лапа крепления двигателя;
7) – Топливный насос;
8) – Кронштейн толкателей;
9) – Центробежный масляный фильтр;
10) – Валик декомпрессора;
11) – Штанга толкателя;
12) – Штанга декомпрессора;
13) – Масляный фильтр турбокомпрессора;
14) – Водоотводная труба;
15) – Бензобак;
16) – Регулировочный винт коромысла;
17) – Стопор валика коромысел;
18) – Валик коромысел;
19) – Стойка валика коромысел;
20) – Клапанная пружина (наружная);
21) – Клапанная пружина (внутренняя);
22) – Коромысло;
23) – Сухарик;
24) – Втулка клапана;
25) – Клапан;
26) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;
27) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;
28) – Турбокомпрессор;
29) – Валик для заводки пускового двигателя;
30) – Воздухоподводящий патрубок;
31) – Рычаг крепления форсунки;
32) – Форсунка;
33) – Выпускной коллектор;
34) – Стакан форсунки;
35) – Впускной коллектор;
36) – Головка цилиндров пускового двигателя;
37) – Клапан;
38) – Блок цилиндров пускового двигателя;
39) – Поршень;
40) – Впускной и выпускной коллекторы;
41) – Шатун;
42) – Крышка клапанной камеры;
43) – Толкатель пускового двигателя;
44) – Кулачковый валик;
45) – Коленчатый вал пускового двигателя;
46) – Поддон;
47) – Спускная пробка с магнитом.