Устройство и рабочий цикл двигателя Д-160 трактора Т-130М


* * *

На тракторе Т-130М установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель Д-160 водяного охлаждения мощностью 160 л/с (117,8 кВт) с частотой вращения коленчатого вала 1250 об/мин с турбонаддувом воздуха в цилиндры, а также непосредственным впрыском топлива в камеру поршня.

В состав двигателя Д-160 [рис. 1, 2] входят:

1) – кривошипно-шатунный механизм;

2) – механизм газораспределения;

3) – система охлаждения;

4) – смазочная система;

5) – система питания;

6) – пусковое устройство;

7) – агрегаты электрооборудования.

Продольный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Передняя спускная пробка;

2) – Передний маслоприёмник масляного насоса;

3) – Уравновешивающий механизм;

4) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;

5) – Шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма;

6) – Шестерня привода гидронасоса;

7) – Передняя опора двигателя;

8) – Шатун;

9) – Распределительный вал;

10) – Болт крепления шкива коленчатого вала;

11) – Упорная плита распределительного вала;

12) – Коленчатый вал;

13) – Кожух шестерён распределения;

14) – Поршневой палец;

15) – Блок двигателя;

16) – Резиновое уплотнительное кольцо гильзы цилиндров;

17) – Шестерня привода распределительного вала;

18) – Поршень;

19) – Гильзы цилиндров;

20) – Шестерня привода топливного насоса;

21) – Вентилятор;

22) – Впускной клапан;

23) – Выпускной клапан;

24) – Крестовина вентилятора;

25) – Головка цилиндров;

26) – Колпак головки цилиндров;

27) – Грузовая проушина;

28) – Трубка подвода масла к валику коромысел;

29) – Валик коромысел;

30) – Воздухозаборный патрубок компрессора;

31) – Воздухоподводящий патрубок;

32) – Турбокомпрессор;

33) – Выпускной патрубок;

34) – Трубка отвода топлива от форсунок в топливный бак;

35) – Выпускной коллектор;

36) – Указатель для установки поршня в в.м.т.;

37) – Кожух маховика;

38) – Маховик;

39) – Болт крепления маховика;

40) – Задний маслоприёмник масляного насоса;

41) – Крышка коренного подшипника;

42) – Масляный насос;

43) – Вкладыш коренного подшипника коленчатого вала;

44) – Упорное полукольцо коленчатого вала;

45) – Крышка шатуна;

46) – Картер.

Двигатель Д-160 трактора Т-130М работает по четырёхтактному циклу. Каждый цикл осуществляется за пару оборотов коленчатого вала.

Впуск. В процессе движения поршня (18) [рис. 1] от в.м.т. (верхней мёртвой точки) до н.м.т. (нижней мёртвой точки) в цилиндры при открытом впускном клапане (22) нагнетается воздух турбокомпрессором (32) под давлением 145 кПа. Турбонаддув приводит к увеличению поступления воздуха в цилиндры, за счёт чего происходит повышение мощности двигателя.

Сжатие. Поршень поднимается из н.м.т. в в.м.т.; при закрытых клапанах (22) и (23) воздух сжимается, а его температура возрастает. В конце такта сжатия в цилиндры двигателя впрыскивается форсункой (32) [рис. 2] топливо, которое растекается тонкой плёнкой по стенке камеры сгорания поршня (18) [рис. 1]. При соприкосновении топлива с нагретой стенкой оно испаряется, перемешивается с нагретым воздухом, совершающим вихревое движение, и самовоспламеняется при температуре воздуха в камере порядка 600-700 град. Цельсия (873-973 К). За счёт хорошего перемешивания топлива с воздухом данная смесь полностью сгорает, обеспечивая высокую топливную экономичность двигателя не более 180 г/л.с.•ч (244,9 к/кВт•ч).

Рабочий ход. Образующиеся в процессе сгорания газы за счёт расширения давят на днище поршня, вследствие чего поршень движется вниз (от в.м.т. к н.м.т.) и через шатун (8) передаёт усилие на кривошип коленчатого вала (12), приводя вал во вращение.

Выпуск. Поршень движется от н.м.т. к в.м.т., отработавшие газы выталкиваются через открытый выпускной клапан (23). После того как отработанные газы будут выпущены, происходит повтор рабочего процесса.

Рабочие ходы в цилиндрах двигателя Д-160 трактора Т-130М следуют один за другим в порядке работы цилиндров: 1-3-4-2. С целью лучшего протекания рабочего процесса клапаны (22) и (23) открываются и закрываются с опережением открытия и запаздыванием закрытия. Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра воздухом, что необходимо для полного сгорания топлива. Данные процессы необходимы для полного удаления отработанных газов из цилиндров двигателя.

Поперечный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М

Рис. 2. Поперечный разрез двигателя Д-160 трактора Т-130М.

1) – Трубка подвода масла к коренному подшипнику коленчатого вала;

2) – Фильтр грубой очистки топлива;

3) – Масломерная линейка;

4) – Распределительный вал;

5) – Главный маслопровод;

6) – Задняя лапа крепления двигателя;

7) – Топливный насос;

8) – Кронштейн толкателей;

9) – Центробежный масляный фильтр;

10) – Валик декомпрессора;

11) – Штанга толкателя;

12) – Штанга декомпрессора;

13) – Масляный фильтр турбокомпрессора;

14) – Водоотводная труба;

15) – Бензобак;

16) – Регулировочный винт коромысла;

17) – Стопор валика коромысел;

18) – Валик коромысел;

19) – Стойка валика коромысел;

20) – Клапанная пружина (наружная);

21) – Клапанная пружина (внутренняя);

22) – Коромысло;

23) – Сухарик;

24) – Втулка клапана;

25) – Клапан;

26) – Трубка подвода масла к турбокомпрессору;

27) – Трубка слива масла из турбокомпрессора;

28) – Турбокомпрессор;

29) – Валик для заводки пускового двигателя;

30) – Воздухоподводящий патрубок;

31) – Рычаг крепления форсунки;

32) – Форсунка;

33) – Выпускной коллектор;

34) – Стакан форсунки;

35) – Впускной коллектор;

36) – Головка цилиндров пускового двигателя;

37) – Клапан;

38) – Блок цилиндров пускового двигателя;

39) – Поршень;

40) – Впускной и выпускной коллекторы;

41) – Шатун;

42) – Крышка клапанной камеры;

43) – Толкатель пускового двигателя;

44) – Кулачковый валик;

45) – Коленчатый вал пускового двигателя;

46) – Поддон;

47) – Спускная пробка с магнитом.

13*

Яндекс.Метрика