Подкачивающий насос ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А смонтирован на корпусе топливного насоса, прокачивает топливо через фильтр грубой очистки и нагнетает его в фильтр тонкой очистки, а потом в топливный насос.
В корпусе (1) [рис. 1] установлен поршень (12). Пружина (11) прижимает его к стержню (13) и плоскому толкателю (14), скользящему по поверхности эксцентричной шейки кулачкового вала топливного насоса. За счёт этого толкатель, стержень и поршень перемещаются и сжимают пружины (11) и (15).
Рис. 1. Подкачивающий насос ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Корпус;
2) – Седло клапана;
3) – Пружина клапана;
4) – Всасывающий клапан;
5) – Прокладка;
6) – Поршень ручного насоса;
7) – Корпус ручного насоса;
8) – Рукоятка;
9) – Нагнетательный клапан;
10) – Пружина клапана;
11) – Пружина поршня;
12) – Поршень;
13) – Стержень;
14) – Толкатель;
15) – Пружина толкателя.
В процессе поворота вала толкатель под воздействием пружины (15), а поршень под воздействием пружины (11) возвращаются в первоначальное положение, и всасывающий клапан (4) приподнимается и пропускает топливо из трубки в пространство впереди поршня, где располагается пружина (11). При обратном движении поршня закрывается всасывающий клапан, а нагнетательный клапан (9) открывается, перепуская топливо в трубку, которая направляет его к фильтрам тонкой очистки.
Количество топлива, подаваемого насосом, изменяется автоматически (в зависимости от сопротивления фильтра тонкой очистки). На [рис. 2] продемонстрирован принцип действия автоматического регулирования производительности подкачивающего насоса ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А. Когда приподнимается всасывающий клапан (5), топливо заполняет полость выше клапана и заходит по каналу (4) в пространство впереди поршня и в канал (3). В процессе движения поршня вперёд под воздействием толкателя топливо вытесняется из пространства впереди поршня, закрывает всасывающий клапан (5), открывает нагнетательный клапан (2) и проходит в трубку (1), подводящую топливо к фильтру тонкой очистки. Вместе с тем топливо по каналу заполняет пространство (9).
Рис. 2. Схема работы подкачивающего насоса ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Трубка от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки;
2) – Нагнетательный клапан;
3) – Канал;
4) – Канал;
5) – Всасывающий клапан;
6) – Пружина поршня;
7) – Поршень;
8) – Толкатель;
9) – Пространство над поршнем.
С повышением сопротивления фильтра тонкой очистки давление топлива в пространстве (9) повышается. Под воздействием давления топлива поршень (7) сожмёт пружину (6) и движение толкателя (8) и стержня будет передаваться поршню не на всей длине его хода. Объём топлива, подаваемого насосом, соответственно уменьшится. При дальнейшем повышении давления топлива поршень сожмёт пружину (6) и стержень не будет доходить до поршня. В этом случае произойдёт полное прекращение подачи топлива. Корпус (1) [рис. 1] и поршень (12) составляют прецизионную пару, разукомплектовывание которой недопустимо.
Всасывающий и нагнетательный клапаны аналогичные, грибкового типа, выполнены из капрона. К сёдлам в корпусе (1) клапаны прижаты посредством пружин (3) и (10). Пружина нагнетательного клапана поджата штуцером, а всасывающего – корпусом (7) ручного привода. К всасывающему клапану подходит соединённый с резьбовым отверстием канал. К данному отверстию крепится трубка, которая подводит топливо от фильтра грубой очистки.
Ручной насос, смонтированный на подкачивающем насосе ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А, служит для прокачки при заполнении системы питания топливом. В корпусе (7) имеется поршень (6) с уплотнительным кольцо и штоком. Штифт соединяет поршень со штоком. Поршень в нижнем крайнем положении давит на прокладку (5) и создаёт уплотнение, которое исключает подсос воздуха через ручной подкачивающий насос в процессе работы двигателя.
Для прокачки, а также заполнения системы топливом, следует свинтить рукоятку (8) ручного насоса с корпуса. При подъёме поршня всасывающий клапан (4) открывается и заполняет полость над ним. При ходе поршня вниз открывается нагнетательный клапан (9) и топливо поступает к фильтру тонкой очистки. Производительность подкачивающего насоса ТНВД двигателя Д-37М тракторов Т-40 и Т-40А составляет 1,2 л/мин при 650 об/мин кулачкового вала топливного насоса и вязкости топлива 4-6 сст.