Назначение сцепления и требования, предъявляемые к нему


* * *

Сцепления тракторов и автомобилей предназначены для разобщения двигателя и трансмиссии, их плавного соединения, а также защиты от значительных динамических перегрузок, которые возникают из-за колебательных процессов в машинном агрегате.

Сцепление устанавливается между двигателем и КПП. Плавное соединение ДВС и трансмиссии требуется для того, чтобы в процессе переключения передач, то есть в процессе изменения передаточного числа не допустить того, чтобы двигатель заглох, а также для переключения передач без рывков (в особенности в момент трогания машины с места).

Сцепления могут быть трёх типов:

1) – фрикционное сцепление;

2) – гидродинамическое сцепление;

3) – электромагнитное сцепление.

Характеристикой способности сцепления передавать максимальный крутящий момент является коэффициент запаса (β), который может составлять 1,5-4 в зависимости от назначения машины и её типа.

β=Mт/Mд max,

где Mт – момент трения сцепления, Mд max – максимальный момент двигателя.

Широкое распространение на автомобилях и тракторах отечественного производства получило фрикционное сцепление. Главным достоинством фрикционного сцепления является простота конструкции.

Основным преимуществом гидромуфты (гидравлического сцепления) перед сцеплением фрикционным является не только стабильность характеристик, но и его значительный ресурс и способность плавного соединения ДВС с трансмиссией, за счёт чего существенно снижаются динамические нагрузки. Гидромуфты имеют следующие недостатки: неполное разобщение ДВС и трансмиссии, сложность производства (в технологическом плане), а также малый КПД (до 4%) из-за постоянного скольжения в процессе работы на номинальных режимах.

Также существует электромагнитное сцепление, которое имеет высокую износостойкость, и удобное включение/выключение. Однако оно требует значительного расхода энергии, чей запас на тяговых и транспортных машинах сельскохозяйственного назначения, как правило, ограничен.

Требования, предъявляемые к конструкции сцепления автомобилей и тракторов:

1) – полное выключение;

2) – плавное и полное включение;

3) – хороший теплоотвод;

4) – минимальные инерционные массы ведомой части сцепления;

5) – постоянство нажимного усилия между поверхностями трения (применительно к фрикционному сцеплению) и его независимость от износа данных поверхностей;

6) – предохранение ДВС и трансмиссии от нагрузок динамического характера.

17*

Яндекс.Метрика