Основными факторами, влияющими на долговечность сцепления и его нормальное функционирование, являются правильная эксплуатация и техническое обслуживание.
В процессе работы на машине, оснащённой фрикционным сцеплением, следует его выключать максимально резко и до конца (запрещается эксплуатация машины при частично выключенном сцеплении). Запрещено продолжительное удерживание сцепления в выключенном положении. Включение сцепления должно выполняться плавно и быстро. Необходимо периодически контролировать сцепление на предмет правильности его регулировки.
В процессе работы происходит износ и замасливание трущихся поверхностей (главным образом ведомых дисков), ослабевание пружин, которые сжимают диски. Вследствие этого происходит пробуксовывание сцепления и, как результат, уменьшение крутящего момента, который оно может передать. Подобная работа сцепления (в полностью включённом состоянии) приведёт к быстрому выходу его из строя.
Пробуксовка сцепления отчётливо проявляется в процессе движения машины, когда автомобиль либо трактор, работая под нагрузкой, при резком повышении частоты вращения коленвала ДВС не увеличивает скорость движения. Пробуксовывание сцепления также может быть следствием неправильной регулировка, из-за чего оно включается не полностью. В случае, когда пробуксовывание сцепления вызвано замасливанием дисков, его необходимо промыть в керосине, для чего при работающем двигателе нужно, включая и выключая сцепление, заливать керосин между дисками.
Пробуксовка сцепления также может явиться следствием износа накладок ведомых дисков, а также потери упругости пружин. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.
Неполное (частичное) выключение сцепления указывает на то, что трущиеся поверхности не разобщились, и вращение ведомых частей не остановилось, что отрицательно отражается на процессе переключения передач. Следствием данной неисправности может быть большой либо неравномерный зазор между нажимным подшипником и отжимными рычагами. Устранение неисправности осуществляется путём правильной регулировки сцепления.
Порядок регулировки фрикционного постоянно замкнутого сцепления основной массы автомобилей и тракторов:
– регулировка свободного хода педали осуществляется посредством изменения длины тяги, которая соединяет рычаг отводки с педалью управления. Для этого нужно отпустить контргайки резьбовой стяжки, а затем вращать её, тем самым удлиняя тягу до получения требуемого зазора между отжимными рычагами и выжимным подшипником. По окончании регулировки необходимо затянуть контргайки до их упора в стяжку.
Возможна ситуация, когда изменение длины тяги не позволит отрегулировать зазор (в заданных пределах) вследствие значительного износа фрикционных накладок. В таком случае данная операция выполняется посредством болтов отжимных рычагов. Для этого требуется ослабить контргайки и, за счёт отвинчивания регулировочных болтов, увеличить зазор до необходимой величины. После установки зазора следует проконтролировать разность зазоров между выжимным подшипником, а также каждым из отжимных рычагов. В зависимости от марки трактора (автомобиля) разность не должна превышать 0,1-0,4 мм.
В двухдисковых сцеплениях посредством упорных болтов производится регулировка положения среднего ведущего диска, предварительно отпустив контргайки. При включённом сцеплении болты необходимо завернуть до упора в средний ведущий диск, а потом отвернуть каждый болт на один оборот и зафиксировать контргайкой.