Спидометр служит для определения скорости движения, а определение пройдённого пути ведётся по счётчику, который размещён в едином корпусе со спидометром.
Тахометр предназначен для указания частоты вращения коленвала ДВС. Спидометр имеет механический либо электрический привод.
Спидометры с механическим приводом получили широкое распространение на грузовых и легковых автомобилях небольшой грузоподъёмности. Вращение от колёс автомобиля к приводному валику (1) [рис. 1] спидометра передаётся посредством гибкого вала, а также пары червячных шестерён, размещённых в КПП. На валике (1) закреплён кольцевой постоянный магнит (5). К оси стрелки (9) крепится алюминиевая катушка (6). Волосок (спиральная пружина) (8) закреплён одним концом на втулке, а вторым – на рычаге (10), при неподвижном приводе вала, устанавливает стрелку на нулевую отметку шкалы. В процессе вращения валика магнитный поток постоянного магнита пронизывает катушку и создаёт ней вихревые токи. Магнитное поле вихревых токов начинает взаимодействовать с вращающимся магнитом и поворачивать катушку вместе со стрелкой в сторону вращения магнита на угол, который пропорционален частоте вращения постоянного магнита.
Рис. 1. Схема спидометра с механическим приводом.
1) – Валик;
2) – Фитиль;
3) – Заглушка;
4) – Магнитный шунт;
5) – Постоянный магнит;
6) – Катушка;
7) – Кольцевой экран;
8) – Спиральная пружина;
9) – Стрелка;
10) – Рычаг;
11) – Валик;
12) – Валик.
Магнитный шунт (4) снижает погрешность прибора, которая вызывается изменением температуры. С ростом температуры возрастает сопротивление катушки, и уменьшаются вихревые токи, тогда как магнитное сопротивление шунта возрастает, и основная часть магнитного потока замыкается через катушку, что компенсирует снижение вихревых потоков, а также показаний прибора.
Кольцевой экран (7), изготовленный из мягкой стали, снижает рассеивание магнитного потока. Счётчик пройденного пути получает привод посредством червячных передач на валиках (1), (11) и (12), которые имеют общее передаточное отношение – 1:624. Смазывание приводного валика спидометра осуществляется вазелиновым маслом, которым пропитывается фитиль (2), установленный в отверстии корпуса (закрыто заглушкой (3)).
Автомобили ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ с дизелем и прочие оснащаются спидометрами и тахометрами, имеющими электрический привод.