Полностью аккумуляторную батарею (либо группы батарей) можно зарядить от источника постоянного тока, чьё максимальное регулируемое напряжение не менее 2,7nВ (n – количество последовательно соединённых аккумуляторных батарей). Для заряда необходимо соединить положительный вывод батареи с положительным полюсом агрегата, а отрицательный вывод — с отрицательным полюсом. Аккумуляторные батареи заряжаются различными способами.
Заряд аккумуляторных батарей при постоянной силе тока используется на зарядных станциях, а также в процессе ввода в строй новых батарей. Для первого заряда ток должен соответствовать 0,1С20А. Заряд ведётся до напряжения на каждом аккумуляторе не менее 2,4 В (начинается обильное газовыделение), затем заряд необходимо снизить на 50% и продолжать заряжать (при обильном газовыделении) до постоянного напряжения в 2,7 В на каждом аккумуляторе и плотности электролита, которые отмечаются в течение пары часов. Далее, если плотность электролита отличается от установленной для этой климатической зоны, то она подвергается корректировке. Чтобы понизить плотность электролита необходимо долить в аккумулятор дистиллированную воду, а чтобы повысить плотность – долить электролит (плотность 1,40 г/см3). После того как в аккумуляторы долита вода либо раствор кислоты, следует продолжить заряд в течение получаса. Проведение замера и корректировки уровня электролита осуществляется через полчаса после выключения зарядного устройства. Если уровень электролита превышает норму, но его избыток необходимо отобрать посредством резиновой груши. При уровне электролита ниже нормы нужно добавить электролит аналогичной плотности.
В процессе зарядки требуется контролировать температуру электролита: чтобы она не поднималась в умеренной и холодной климатических зонах выше +45 град. Цельсия, а в тёплой, влажной и жаркой зонах – выше +50 град. Цельсия.
Заряд аккумуляторной батареи при постоянном напряжении ведётся на автомобилях и тракторах, регулятор поддерживает в заданных пределах напряжение генератора. Зарядное напряжение в стационарных условиях определяется из расчёта 2,3-2,4 В на один аккумулятор, то есть 13,8-14,4 В для 12-вольтовой батареи.
В начале заряда устанавливается большой зарядный ток из-за низкой ЭДС аккумуляторов, который достигает 1-1,5С20 при полностью разряженной батарее. Во время заряда (по мере увеличения ЭДС батареи) ток быстро снижается и через 2-2,5 ч доходит практически до нуля. При этом аккумуляторная батарея заряжается на 90-95% ёмкости.
В ряде случаев заряд батарей при постоянном напряжении предпочтителен, ввиду того, что даёт возможность вести данный процесс форсированно. Этим способом можно параллельно включать на зарядку сразу несколько аккумуляторных батарей с различной ёмкостью и степенью разряженности. Сила зарядного тока при этом устанавливается автоматически: большая – для аккумуляторных батарей повышенной ёмкости и степени разряженности.
Подзарядка аккумуляторных батарей малыми токами используется с целью компенсации саморазряда в процессе хранения. Для заряда аккумуляторных батарей малыми токами (0,02-0,1 А) выпускается оборудование не только для одиночных аккумуляторов, но и для выполнения групповой зарядки.