Процесс выпуска начинается в точке (3) [рис. 1] с момента открытия выпускного клапана и служит для очистки цилиндров двигателя от продуктов сгорания. Отработавшие газы за счёт перепада давления в цилиндре, а также выпускном трубопроводе удаляются из цилиндра с высокой скоростью. Из-за опережения открытия выпускного клапана за 40-60 град. п.к.в. до прихода поршня в н.м.т. уменьшается затрачиваемая на выталкивание газов из цилиндра работа.
Рис. 1. Диаграмма процесса выпуска четырёхтактного двигателя.
Выпускной клапан остаётся открытым и после прохождения поршнем в.м.т примерно 10-20 град. п.к.в. точка (4). Это позволяет не только лучше очиститься цилиндру, но и увеличивает коэффициент наполнения.
В процессе выпуска давление непостоянно. За весь такт выпуска его среднее значение составляет pr=0,105-0,12 МПа.
В конце выпуска температура отработавших газов равна:
1) – у карбюраторных двигателей Tr=900-1100 К;
2) – у дизельных двигателей Tr=700-900 К.
Отработавшие газы включают в себя токсичные химические соединения, которые при попадании в атмосферу представляют для организма человека определённую опасность: окись углерода (СО), углеводороды (СxНy), окислы азота (NOx), сажа и прочие.
В атмосферу вместе с токсичными составляющими выбрасываются пары бензина, картерные газы и прочее [табл. 1].
Таблица 1. Содержание токсичных компонентов при работе двигателей на номинальном режиме.
Вещества | В процентах по объёму | |
карбюраторные двигатели | дизельные двигатели | |
Окись углерода | До 6 | 0,2 |
Окислы азота | 0,46 | 0,35 |
Углеводороды | 0,4 | 0,04 |
Двуокись серы | 0,007 | 0,04 |
Сажа | 0,05 | 0,30 |
Способы снижения токсичности отработавших газов:
1) – совершенствование процесса сгорания с целью большей полноты окисления топлива;
2) – поддержание двигателей в технически исправном состоянии путём правильной регулировки систем топливоподачи (питания и зажигания);
3) – использование специальных нейтрализаторов в системе выпуска.