Температура в конце сгорания Tz для двигателей любого типа вычисляется по уравнению сгорания:
(ξHu/M1(1+γr))+(mCv+8,315λ)Tc=mC»pμTz,
где ξ – коэффициент использования тепла (ξ=0,70-0,90); Hu – низшая удельная теплота сгорания топлива (кДж/кг); mCv, C»p – средние молярные теплоёмкости воздуха при постоянном объёме продуктов сгорания и постоянном давлении (кДж/кмоль•К).
Температура сгорания при работе с полной нагрузкой:
1) – в карбюраторных двигателях Tz=2300-2800 К;
2) – в дизельных двигателях Tz=1800-2200 К.
Низшая удельная теплота сгорания Hnравна:
1) – для автомобильных бензинов 44000 кДж/кг;
2) – для дизельного топлива 42500 кДж/кг.
Для практических расчётов допускается использование приближённых зависимостей средних молярных теплоёмкостей:
— свежего заряда
mCv=20,16+1,74•10-3Tc;
— продуктов сгорания в карбюраторных двигателях α=0,8-1,0
mC»v=(18,4+2,6α)+(1,6+1,4α)•10-3Tz;
— продуктов сгорания в дизельных двигателях α=1,0-1,8
mC»v=(20,1+0,92/α)+(1,4/α+1,6)•10-3Tz.
Давление в конце сгорания может быть вычислено из уравнений состояния газов для начала и конца сгорания:
pcVc=8,315(M1+Mr)Tc;
pzVz=8,315(M2+Mr)Tz.
Разделив второе уравнение на первое с учетом того, что Vz/Vp=ρ (степень предварительного расширения),
M2+Mn/M1+Mr=μ и pz/pc=(μ/ρ)•(Tz/Tc).
Откуда
pz=pc•(μ/ρ)•(Tz/Tc).
Для карбюраторных двигателей ρ=Vz/Vc=1 и формула для определения давления примет вид:
pz=μ•( Tz/Tc)•pc.
При выполнении расчётов задаются величиной λ=pz/pc (степень повышения давления): λ=3-4 – для карбюраторных двигателей и λ=1,2-2,4 для дизельных двигателей. В этом случае давление конца сгорания:
pz=λpc.
Значение максимального давления в конце сгорания при полной нагрузке находится в пределах:
1) – для карбюраторных двигателей 3,5-5,5 МПа;
2) – для дизельных двигателей 6-10 МПа.
Степень предварительного расширения для дизельных двигателей принимается ρ=1,2-1,7.