В кабине трактора ДТ-75М устанавливаются два сиденья: водительское и пассажирское.
Пассажирское сиденье установлено стационарно, не регулируется, состоит из двух подушек (7) и (8), одинаковых по размеру [рис. 1]. Сиденье тракториста подрессоренное, регулируется по массе водителя, по высоте и продольному расположению.
Рис. 1. Установка сидений.
1) – Чаша сиденья;
2) – Подушка сиденья;
3) – Подушка подлокотника;
4) – Кронштейн подлокотников;
5) – Упорная скоба;
6) – Подушка спинки;
7) – Подушка сиденья пассажира;
8) — Подушка сиденья пассажира;
9) – Инструментальный ящик;
10) – Основание;
11) – Рамка-подкладка;
12) – Губчатая резина;
13) – Ограждение;
14) – Четырёхзвенник;
15) – Гайка-барашек;
16) – Кронштейн;
17) – Накладка.
Основные элементы конструкции сиденья: панель в сборе и четырёхзвенник (механизм подрессоривания) (14). В состав панели включены: металлическая чаша (1), выштампованная совместно со спинкой, мягкие цельные подушки (2), (6). Конструкция четырёхзвенника (механизма подрессоривания) представлена на [рис. 2].
Рис. 2. Четырёхзвенник сиденья.
1) – Опорный кронштейн;
2) – Нижнее звено;
3) – Пружина;
4) – Гайка;
5) – Упорное кольцо;
6) – Резиновый буфер;
7) – Шайба;
8) – Упорная шайба;
9) – Резиновый упор;
10) – Опорная шайба;
11) – Фигурная ось;
12) – Резьбовая втулка;
13) – Стяжной болт;
14) – Шайба;
15) – Ось;
16) – Отгибная шайба;
17) – Левая опора;
18) – Втулка;
19) – Упорная шайба;
20) – Верхнее звено;
21) – Амортизатор;
22) – Гайка;
23) – Вилка;
24) – Соединительная втулка;
25) – Втулка вилки;
26) – Правая опора;
27) – Коромысловая планка;
28) – Ось;
29) – Опорная трубка;
30) – Резиновая втулка;
31) – Опорная втулка;
32) – Болт.
Четырёхзвенник сиденья является механизмом подрессоривания параллелограммного типа: подвижные стороны параллелограмма – нижнее звено (2) и верхнее звено (20), шарнирно соединённые с кронштейном (1), левой опорой (17) и правой опорой (26).
Цилиндрическая винтовая пружина (3) упирается задним торцом во фланец шайбы (19), а передним концом через тонкостенную шайбу (7) – в упорную шайбу (8), которая приварена к стенке вилки (23). Эта вилка задними концами, с помощью вваренной в них втулки (25), шарнирно устанавливается на соединительную втулку верхнего звена (24).
Пружина упруго воспринимает изменения нагрузки на сиденье и позволяет смягчить возникающие при переезде неровностей грунта толчки.
Специальный гидравлический амортизатор (21) предназначен для гашения колебаний сиденья.
Регулировка сиденья тракториста. Завод-изготовитель производит регулировку сидений для человека среднего роста и массы тела.
При необходимости возможна дополнительная регулировка сиденья тракториста. С целью соответствия массе тела тракториста (60-120кг) путём вращения болта (13) [рис. 2] вправо/влево производится сжатие/ослабление пружины (3) с расчётом того, чтобы при сидящем трактористе установка стержней звеньев выполнялась примерно горизонтально. Регулировка сиденья по высоте (±40 мм) производится путём вращения резьбовой втулки (12). Заворачивание указанной втулки сокращает расстояние от резинового упора (9) до передней стенки вилки (23), т.е. уменьшается длина диагонали параллелограмма, а значит, высота сиденья в свободном состоянии. Чтобы увеличить высоту сиденья, нужно втулку (12) вывернуть из фигурной оси (14).
Регулировка расположения сиденья относительно органов управления производится за счёт продольного перемещения чаши (+75 мм). Для выполнения данной регулировки необходимо отпустить гайки-барашки (15) [рис. 1] и передвинуть чашу вперёд/назад. По завершении регулирования следует снова затянуть гайки-барашки.