Тормоза трактора Т-130М служат для снижения скорости либо его полной остановки; удержания трактора на подъёме либо уклоне; обеспечения постоянной скорости при крутом повороте либо движении под уклон. Тормоза должны обеспечивать трактору плавное торможение.
Устройство тормозов трактора Т-130М. Тормоза плавающего типа, ленточные, действуют на наружные барабаны муфт поворота [рис. 1]. Тормозная лента включает в себя соединённые болтами (1) две половины (5) и (10). К её внутренней поверхности приклёпаны асбестовые фрикционные накладки (13).
Рис. 1. Тормоза трактора Т-130М.
1) – Болт;
2) – Тяга;
3) – Вилка;
4) – Регулировочная шаровая гайка;
5) – Верхняя тормозная лента;
6) – Двуплечий рычаг;
7) – Ось рычага;
8) – Кронштейн;
9) – Вилка;
10) – Нижняя тормозная лента;
11) – Гайка;
12) – Болт;
13) – Фрикционные накладки;
14) – Внутренний рычаг;
15) – Наружный рычаг.
На задней стенке корпуса внутри отделения муфт поворота посредством штифта и четырёх болтов прикреплён тормозной П-образный кронштейн (8) с парой фигурных пазов в каждой стенке. В паз устанавливается двуплечий рычаг (6) с парой валиков. К переднему валику присоединена вилка (9) верхнего конца ленты (5) с шаровым шарниром, а к заднему – нижний конец тормозной ленты (10).
Шаровое соединение изготовлено в виде регулировочной гайки (4), которая навинчена на верхний (резьбовой) конец вилки (9). Верхний конец двуплечего рычага посредством внутренней тяги (2) соединён с внутренним рычажком (1) промежуточного валика. На наружном конце данного валика смонтирован рычаг (15), который посредством тяги шарнирно соединён с проушиной тормозной педали.
Если выключить муфту поворота, а потом перевести рычаг управления назад либо нажать на педаль тормоза, то соединённая с механизмом управления тяга переместит вперёд наружный и внутренний рычаги, а последний, через тягу (2) повернёт двуплечий рычаг (6) вперёд вокруг одного из валиков (в зависимости от направления вращения тормозного барабана).
В процессе движения трактора Т-130 вперёд, когда барабан вращается против часовой стрелки (ωБ), верхний конец тормозной ленты (касаясь барабана) перемещается вперёд, и передний валик (Б) прижимается к передним фигурным пазам. Дальнейший поворот двуплечего рычага вперёд приведёт к тому, что задний валик (А), который соединён с задним концом ленты, поднимаясь вверх, затянет ленту вокруг тормозного барабана (стрелка сплошная), затормаживая отключённую гусеницу.
При движении трактора Т-130 назад барабан вращается по часовой стрелке (ωА), нижний конец тормозной ленты увлекается вниз, тогда как задний валик прижимается к фигурным пазам. Дальнейший поворот двуплечего рычага вперёд приводит к тому, что соединённый с верхним концом ленты передний валик, опускаясь вниз, затягивает ленту вокруг барабана (стрелка пунктирная).
Рычаг управления поворотом оснащён защёлкой, размещённой на кулисе перед сиденьем тракториста. Чтобы затормозить трактор на длительное время необходимо передвинуть рычаг назад, при этом собачка застопорит рычаг на зубчатый выступ.
В незатянутом состоянии тормозная лента поддерживается в нижней части посредством болта (12), ввинченного снизу в корпус муфт поворота.
Левые и правые тормозные ленты, а также системы рычагов являются взаимозаменяемыми.
Техническое обслуживание тормозов трактора Т-130М заключается в подтягивании тормозных лент по мере износа фрикционных накладок. В случае замасливания накладок необходимо промыть отделение муфт поворота, не выключая муфты и периодически включая тормоза.