Муфты поворота служат для изменения направления движения трактора Т-130М. Они призваны обеспечивать устойчивое прямолинейное движение при грунтовых условиях различного характера.
Устройство муфт поворота трактора Т-130М. В основе муфт поворота (фрикционов) лежат постоянно замкнутые многодисковые муфты сцепления сухого трения [рис. 1], размещённые в крайних (боковых) отделениях корпуса.
Рис. 1. Муфта поворота трактора Т-130М.
1) – Наружный ведомый барабан;
2) – Ведомый диск с накладками;
3) – Ведущий диск;
4) – Нажимная тарелка;
5) – Нижний палец;
6) – Рычаг включения;
7) – Корпус подшипника;
8) – Подшипник;
9) – Стопорное кольцо;
10) – Ось;
11) – Шайба;
12) – Стопорное кольцо;
13) – Гайка;
14) – Упорное кольцо;
15) – Верхний палец;
16) – Внутренний барабан;
17) – Наружная пружина;
18) – Внутренняя пружина;
19) – Тарелка пружины;
20) – Сухарик;
21) – Палец;
22) – Отгибная шайба;
23) – Пробка.
Все детали муфты (помимо наружного барабана (1)) установлены на оси (10), которая крепится с помощью болтов к фланцу главной передачи. Внутренний барабан (16), являющийся ведущей деталью муфты, посажен на эвольвентные цилиндрические шлицы оси и закреплён пробкой (23). Для стопорения пробки (23) крепления внутреннего барабана использована шайба (22).
На зубья, имеющиеся на наружной цилиндрической поверхности внутреннего барабана, надеваются (свободно) десять стальных ведущих дисков (3) с внутренними зубьями. Ведомые диски (2) с наружными зубьями уложены между ведущими дисками.
С обеих сторон к ведомым дискам приклеены кольцевые фрикционные накладки, выполненные из асбобакелита. Своими зубьями ведомые диски свободно входят во впадины наружного барабана, который прикреплён к ведущему фланцу бортового редуктора.
Диски фрикциона зажаты между фланцем внутреннего барабана, а также нажимной тарелкой (4) посредством восьми двойных пружин (17) и (18), которые надеты на специальные пальцы (21), вставленные в нажимную тарелку. На пакет дисков пружины давят с определённым усилием.
В процессе вращения выходного вала КПП конические шестерни сообщают движение валу главной передачи, осям, а также внутренним барабанам муфт поворота.
Наружные цилиндрические поверхности наружных барабанов хорошо обработаны и служат для охватывания тормозными лентами.
Чтобы выполнить на горизонтальном участке поворота трактора Т-130М следует отжать внутрь (к оси трактора) нажимную тарелку соответствующей муфты. Нажимная тарелка (4) при этом через пальцы (21), сухарики (20) и тарелки пружин (19) сжимает пружины, тем самым освобождая пакет фрикционных дисков. Происходит выключение муфты и поворот трактора в сторону выключенной муфты.
Рычаг выключения (6), который наклонно установлен в отделении муфты поворота, перемещается в поперечной плоскости. Нижний конец рычага входит в отверстие специального кронштейна, который приварен к днищу корпуса муфт поворота. Рычаг включения прикреплён (в средней части) к корпусу подшипника (7) посредством пары пальцев (5) и (17).
Для смазывания полости радиально-упорного подшипника (8) используется установленная на верхнем листе корпуса муфт поворота маслёнка.
В корпусе муфт поворота имеются люки (закрываются крышками), которые предназначены:
1) верхние – для осмотра, а также регулировки тормозов;
2) пара задних крайних – для осмотра муфт поворота, а также регулировки механизма управления муфтами поворота.
Доступ к деталям главной передачи открывается через средний люк, расположенный на задней стенке корпуса муфт поворота. Данный люк служит местом монтажа различных механизмов отбора мощности (ходоуменьшители, лебёдки и прочее).
Днище корпуса муфт поворота снабжено парой пробок, предназначенных для спуска накопившегося масла и керосина, применяемого при промывке муфт поворота.
Левая и правая муфты поворота являются взаимозаменяемыми, но различаются установкой рычага выключения.
Техническое обслуживание муфт поворота трактора Т-130М. Пробуксовывание дисков муфт поворота происходит вследствие их износа либо замасливания. В случае проявления признаков замасливания необходимо сразу после остановки трактора промыть диски. Для этого следует залить 7,5-8,5 л чистого керосина в каждое отделение корпуса, затем запустить двигатель и двигаться на тракторе вперёд/назад по 5-10 м в течение 5-10 мин на первой передаче, не выключая муфт. После этого трактор нужно остановить и слить через расположенные в корпусе спускные отверстия грязный керосин.
Чистый керосин заливается повторно (при завёрнутых пробках), после чего нужно работать на первой передаче без нагрузки 5-8 мин с поочерёдным выключением муфт поворота. Далее нужно остановить двигатель, вывернуть спускные пробки и оставить трактор Т-130М на несколько часов в таком положении. Потом необходимо ввернуть пробки, отрегулировать муфты поворота, запустить двигатель и проверить трактор в работе. Нужно смазать подшипники выключения, а также (в случае необходимости) и шарнирные соединения.
С целью предупреждения замасливания необходимо выворачивать (периодически) спускные пробки корпуса для слива накопившегося масла.