Капот трактора Т-130М [рис. 1] предохраняет ДВС и его основные составные части от негативного воздействия внешней среды (снег, грязь, дождь и прочее), а также защищает радиатор.
Рис. 1. Капот трактора Т-130М.
1) – Решётка радиатора;
2) – Передняя крыша;
3) – Упор передней крыши;
4) – Крышка люков для проверки зазора в клапанах ДВС;
5) – Задняя крыша;
6) – Опора крыши;
7) – Створки;
8) – Лонжерон.
Крыша капота выполнена из двух частей: передней (2) и задней (5). Передняя крыша откидывается на шарнирах в левую сторону. Шарниры снабжены овальными пазами, посредством которых выполняется регулировка передней крыши по ширине с целью обеспечения симметричного расположения относительно решётки (1) радиатора спереди и относительно задней крыши капота сзади. Крючки защёлок прикреплены к передней крыше с правой стороны. Крючки дают возможность регулировать крыши капота не только по высоте, но и по длине. По высоте обеспечивается требуемая сила прижатия к гидравлическому баку, а по длине – симметричность с защёлками.
Решётка радиатора также на шарнирах и открывается в правую сторону. Её шарниры тоже имеют овальные пазы, предназначенные для симметричного расположения решётки по отношению к гидробакам. Возможна регулировка решётки по высоте.
Люки с крышками (4), имеющиеся в задней крыше капота, служат для контроля правильности зазоров в механизме газораспределения ДВС.
Задняя крыша капота не регулируется в процессе монтажа.
В передней части створки капота крепятся к гидробаку, а в задней – к опоре (6) крыши капота (внизу) и к крыльям (вверху).
При монтаже кронштейнов створок сначала необходимо установить равномерный зазор (Г≈10 мм) между лонжеронами (8) и створками, а потом монтировать нижние кронштейны таким образом, чтобы нажимные кольца снаружи створок располагались примерно по центру прорезей.
В процессе эксплуатации трактора Т-130М при температуре ниже 5 град. Цельсия (278 К) следует утеплить капот чехлами путём прикрепления их скобами, которые приварены к капоту, а также ремешками, которые пришиты к чехлам. Надеваемый на решётку радиатора чехол снабжён клапаном, предназначенным для регулировки теплового режима двигателя путём открытия либо закрытия клапана. Капот не требует особого ухода, нужно только периодически подтягивать ослабевшие крепления.