Стартер СТ230Е [рис. 1] трактора Т-130М служит для проворачивания коленвала пускового двигателя П-23У в момент его пуска. В основе стартера лежит электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, снабжённый механизмом привода, а также включателем. Вращение вала стартера происходит по часовой стрелке, его мощность – 1,8 л/с (1,32 кВт).
Рис. 1. Стартер СТ230Е трактора Т-130М.
1) – Крышка;
2) – Втулка;
3) – Вал якоря;
4) – Шестерня привода;
5) – Муфта свободного хода;
6) – Пружина;
7) – Регулировочный винт;
8) – Муфта включения привода;
9) – Пружина;
10) – Регулировочный винт;
11) – Обмотка якоря;
12) – Рычаг;
13) – Плунжер;
14) – Включатель;
15) – Крышка;
16) – Пружина;
17) – Контактная шайба;
18) – Пружина;
19) – Болт-зажим для подсоединения провода от аккумуляторной батареи;
20) – Втулка;
21) – Болт;
22) – Защитная лента;
23) – Корпус;
24) – Щёткодержатель;
25) – Токоподводящая щётка;
26) – Пружина;
27) – Крышка;
28) – Стяжной болт;
29) – Коллектор;
30) – Обмотка возбуждения;
31) – Башмак статора;
32) – Якорь.
Стартер включает в себя корпус (23) с полюсными башмаками (31) и обмоткой возбуждения (30), якорь (32) с обмоткой (11) и коллектором (29), крышки с подшипниками скольжения, щёткодержатель (24) со щётками, механизм привода с шестернёй (4) и включателем (14). Привод используется для соединения шестерни (4) вала (3) якоря с зубчатым венцом маховика пускового двигателя в процессе его пуска, а также для разъединения вала стартера с венцом маховика после начала работы двигателя.
В основе приводного механизма лежит рычаг (12) включения с регулировочным винтом (10) и муфтой (5) свободного хода. Как только двигатель начинает вести якорь стартера, муфта свободного хода сразу же отключает от пускового двигателя вал стартера СТ230Е. Муфта передаёт вращающий момент только в одном направлении (ведёт венец маховика) и выполняет автоматическое разъединение шестерни (4) с венцом маховика.
В процессе перемещения рычага (12) передвигаются отводка муфты (8), пружина (6), муфта (5) свободного хода, вводя шестерню (4) в зацепление с венцом пускового двигателя. В этом момент рычаг посредством головки регулировочного винта (10) нажимает на плунжер (13) включателя, замыкает контакты (17) контактной шайбой, и ток от аккумуляторной батареи через щётки (25) поступает в обмотки возбуждения (30) и обмотку (11) якоря. Якорь (32) при этом начинает вращаться. Наружная обойма и шлицевая втулка вращаются вместе с валом якоря. Вращение передаётся через заклиненные ролики муфты (5) свободного хода на шестерню (4) и затем на венец маховика. Если в процессе передвижения рычага шестерня (4) привода не войдёт в зацепление с венцом маховика (зуб шестерни привода попадёт на зуб венца маховика), то отводка муфты сожмёт пружину (6). Как только начнёт вращаться вал якоря, под воздействием пружины (6) шестерня (4) привода войдёт в зацепление с венцом маховика. После начала работы двигателя маховик станет вращаться быстрее шестерни (4) привода, ролики в обойме муфты (5) отойдут в сторону уширённой части паза и расклинят муфту, тем самым разъединив вал якоря и шлицевую втулку от шестерни (4) привода. В итоге крутящий момент вала двигателя перестанет передаваться на вал (3) якоря, что защитит якорь стартера от разноса.
К клеммам включателя (14) подсоединяются обмотки возбуждения, а также якорь стартера с аккумуляторной батареей. Стартер СТ230Е имеет номинальное напряжение питания – 12В. Он прикреплён к корпусу муфты сцепления посредством фланца.
Время включения стартера не должно превышать 5 с. Повторное включение стартера допускается через 0,5-1 мин для обеспечения восстановления работоспособности аккумуляторной батареи.
Необходим периодический контроль состояния проводов. Запрещена эксплуатация стартера с ослабленными креплениями и загрязнёнными клеммами. В случае образования на их поверхности окислов (белый налёт) необходимо очистить провода и клеммы и покрыть их техническим вазелином (тонкий слой). Контролируется надёжность крепления стартера к корпусу муфты сцепления пускового двигателя, а также подтягиваются болты крепления.
В случае загрязнения коллектора (29) его необходимо сначала протереть смоченной в бензине чистой тряпкой, а потом сухой. Если коллектор незначительно подгорел, то его нужно зачистить. Щётка должна быть плотно прижата к коллектору (29). Требуется смазка канавки кольца отводки, куда входят шипы вилки рычага, посредством жидкого масла. Шейки и подшипники вала смазываются маслом АС-8 либо индустриальным маслом.