Магнето М-149 трактора Т-130М [рис. 1] трёхвыводное, левого вращения. Пара выводов подключена к свечам двигателя, тогда как дополнительный вывод замкнут на «массу».
Рис. 1. Магнето М-149 трактора Т-130М.
1) – Рычаг прерывателя с контактом;
2) – Стойка;
3) – Основание прерывателя;
4) – Неподвижный контакт;
5) – Кулачок;
6) – Фильц;
7) – Эксцентрик;
8) – Спиральная пружина;
9) – Собачкодержатель;
10) – Трансформатор;
11) – Конденсатор;
12) – Дополнительный вывод высокого напряжения;
13) – Крышка экрана;
14) – Экран;
15) – Бегунок;
16) – Крышка распределителя;
17) – Пластина прерывателя;
18) – Крышка корпуса магнето;
19) – Ротор;
20) – Корпус магнето;
21) – Пусковой ускоритель.
Магнето М-149 включает в себя следующие основные части:
— корпус (20) их цинкового сплава, куда залиты полюсные башмаки. С внутренней стороны корпуса в гнездо запрессовано наружное кольцо шарикоподшипника. Также на корпусе установлена дистанционная клемма выключения зажигания;
— ротор (19), включающий в себя постоянный магнит с полюсными наконечниками и вал, скреплённые цинковым сплавом. На валу прикреплены пусковой ускоритель (21) и кулачок (5), а также на него напрессованы внутренние кольца шарикоподшипников;
— крышка (18) выполнена из цинкового сплава. Наружное кольцо шарикоподшипника запрессовано в гнездо крышки. Крышка также снабжена дополнительным выводом (12) высокого напряжения, конденсатором (11), пластиной прерывателя (17) и вентиляционными отверстиями;
— трансформатор (10) выполнен из сердечника, а также первичной и вторичной обмоток, которые между собой изолированы. К сердечнику припаяно начало первичной обмотки, а её конец присоединён к прерывателю. Начало вторичной обмотки походит к электроду дополнительного вывода, а конец – к электроду распределителя;
— пластина прерывателя (3) представляет собой диск с закреплёнными на нём фильтром для смазывания кулачка, соединительной стойкой, контактной стойкой и осью с рычагом прерывателя;
— распределитель состоит из крышки (16) распределителя, а также бегунка (5). Бегунок и крышка выполнены из прессовочной электроизоляционной массы. Крышка снабжены гнёздами для присоединения высоковольтных проводов и контактами для соединения электрода бегунка с электродом трансформатора. Бегунок смонтирован на кулачке;
— защитный кожух (14) или экран, выполнен из листовой стали и включает в себя корпус и крышку (13) с выводами для крепления высоковольтных проводов;
— пусковой ускоритель (21) сообщает ротору магнето высокую скорость вращения отдельными импульсами в процессе запуска двигателя и с целью обеспечения запаздывания момента зажигания в процессе запуска двигателя. В его состав входят собачкодержатель (9) с парой собачек, корпус с кольцами и пружиной (8).
В процессе вращения ротора (19) проходящий через сердечник трансформатора (10) магнитный поток изменяется по направлению и величине, за счёт чего в первичной и вторичной обмотках трансформатора происходит наведение ЭДС (электродвижущей силы). В момент замыкания контактов (4) прерывателя в первичной обмотке трансформатора (10) возникает ток, достигающий своего максимального значения при повороте ротора (19) на некоторый угол от нейтрального положения по ходу вращения. Чтобы получить от магнето максимальное напряжение (наилучшую искру) необходимо, чтобы размыкание контактов прерывателя произошло в этот момент, то есть при данном угле поворота ротора. Указанный угол (угол поворота ротора по ходу вращения от своего нейтрального положения до момента размыкания контактов прерывателя) именуется абрисом магнето. Наивыгоднейший абрис в магнето М-149 составляет 8-10 град.
Замыкание тока высокого напряжения происходит через нижний электрод трансформатора по центральному электроду распределителя; по искровым свечам; по массе; по искровому промежутку свечи предпускового подогревателя (в случае, если он смонтирован на тракторе); по высоковольтному проводу, а также дополнительному выводу на верхний электрод трансформатора.
В случае работы без пускового подогревателя замыкание тока высокого напряжения происходит на верхний электрод трансформатора через дополнительный вывод, замкнутый на массу.
Техническое обслуживание магнето М-149 трактора Т-130М. Магнето необходимо очищать от грязи, своевременно выполнять подтяжку креплений, смазывание, а также регулировку зазора между контактами прерывателя. В случае нахождения магнето в нерабочем состоянии длительный период времени – следует зачистить контакты.
Чтобы выполнить регулировку зазора (0,25-0,35 мм) между контактами прерывателя нужно повернуть ротор в положение, при котором подушечка рычага будет располагаться на выступе кулачка. Затем необходимо ослабить отвёрткой винт крепления контактной стойки, проверить зазор между контактами, а также степень смазки граней кулачка (должна промасливаться папиросная бумага). При отсутствии смазки необходимо капнуть на фильтр 3-5 капель турбинного масла, а потом зачистить контакты специальным напильником так, чтобы зазор между контактами увеличился на толщину напильника. Зачистка производится параллельно плоскости каждого контакта, после чего выполняется регулировка зазора между контактами. Имеющиеся на поверхности контактов углубления на работоспособность магнето не влияют. Зачищенные контакты нужно протереть смоченной в чистом бензине замшей. Согласно периодичности проведения технического обслуживания следует разбирать магнето, удалять из шарикоподшипников старую смазку, промывать в бензине сепараторы и протирать наружные и внутренние кольца шарикоподшипников чистой салфеткой, которая смочена в бензине. Старую смазку нужно по мере необходимости удалять с полюсных башмаков корпуса и панелей ротора. Далее полюсные башмаки и ротор необходимо смазать смазкой УН, сепараторы шарикоподшипников на 2/3 заполнить смазкой ЦИАТИМ-201, после чего собрать магнето. При необходимости производится снятие нагара с электродов крышки распределится и бегунка посредством смоченной в бензине салфетки. После этого их нужно просушить.