Стартер СТ230Е трактора Т-130М


* * *

Стартер СТ230Е [рис. 1] трактора Т-130М служит для проворачивания коленвала пускового двигателя П-23У в момент его пуска. В основе стартера лежит электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, снабжённый механизмом привода, а также включателем. Вращение вала стартера происходит по часовой стрелке, его мощность – 1,8 л/с (1,32 кВт).

Стартер СТ230Е трактора Т-130М

Рис. 1. Стартер СТ230Е трактора Т-130М.

1) – Крышка;

2) – Втулка;

3) – Вал якоря;

4) – Шестерня привода;

5) – Муфта свободного хода;

6) – Пружина;

7) – Регулировочный винт;

8) – Муфта включения привода;

9) – Пружина;

10) – Регулировочный винт;

11) – Обмотка якоря;

12) – Рычаг;

13) – Плунжер;

14) – Включатель;

15) – Крышка;

16) – Пружина;

17) – Контактная шайба;

18) – Пружина;

19) – Болт-зажим для подсоединения провода от аккумуляторной батареи;

20) – Втулка;

21) – Болт;

22) – Защитная лента;

23) – Корпус;

24) – Щёткодержатель;

25) – Токоподводящая щётка;

26) – Пружина;

27) – Крышка;

28) – Стяжной болт;

29) – Коллектор;

30) – Обмотка возбуждения;

31) – Башмак статора;

32) – Якорь.

Стартер включает в себя корпус (23) с полюсными башмаками (31) и обмоткой возбуждения (30), якорь (32) с обмоткой (11) и коллектором (29), крышки с подшипниками скольжения, щёткодержатель (24) со щётками, механизм привода с шестернёй (4) и включателем (14). Привод используется для соединения шестерни (4) вала (3) якоря с зубчатым венцом маховика пускового двигателя в процессе его пуска, а также для разъединения вала стартера с венцом маховика после начала работы двигателя.

В основе приводного механизма лежит рычаг (12) включения с регулировочным винтом (10) и муфтой (5) свободного хода. Как только двигатель начинает вести якорь стартера, муфта свободного хода сразу же отключает от пускового двигателя вал стартера СТ230Е. Муфта передаёт вращающий момент только в одном направлении (ведёт венец маховика) и выполняет автоматическое разъединение шестерни (4) с венцом маховика.

В процессе перемещения рычага (12) передвигаются отводка муфты (8), пружина (6), муфта (5) свободного хода, вводя шестерню (4) в зацепление с венцом пускового двигателя. В этом момент рычаг посредством головки регулировочного винта (10) нажимает на плунжер (13) включателя, замыкает контакты (17) контактной шайбой, и ток от аккумуляторной батареи через щётки (25) поступает в обмотки возбуждения (30) и обмотку (11) якоря. Якорь (32) при этом начинает вращаться. Наружная обойма и шлицевая втулка вращаются вместе с валом якоря. Вращение передаётся через заклиненные ролики муфты (5) свободного хода на шестерню (4) и затем на венец маховика. Если в процессе передвижения рычага шестерня (4) привода не войдёт в зацепление с венцом маховика (зуб шестерни привода попадёт на зуб венца маховика), то отводка муфты сожмёт пружину (6). Как только начнёт вращаться вал якоря, под воздействием пружины (6) шестерня (4) привода войдёт в зацепление с венцом маховика. После начала работы двигателя маховик станет вращаться быстрее шестерни (4) привода, ролики в обойме муфты (5) отойдут в сторону уширённой части паза и расклинят муфту, тем самым разъединив вал якоря и шлицевую втулку от шестерни (4) привода. В итоге крутящий момент вала двигателя перестанет передаваться на вал (3) якоря, что защитит якорь стартера от разноса.

К клеммам включателя (14) подсоединяются обмотки возбуждения, а также якорь стартера с аккумуляторной батареей. Стартер СТ230Е имеет номинальное напряжение питания – 12В. Он прикреплён к корпусу муфты сцепления посредством фланца.

Время включения стартера не должно превышать 5 с. Повторное включение стартера допускается через 0,5-1 мин для обеспечения восстановления работоспособности аккумуляторной батареи.

Необходим периодический контроль состояния проводов. Запрещена эксплуатация стартера с ослабленными креплениями и загрязнёнными клеммами. В случае образования на их поверхности окислов (белый налёт) необходимо очистить провода и клеммы и покрыть их техническим вазелином (тонкий слой). Контролируется надёжность крепления стартера к корпусу муфты сцепления пускового двигателя, а также подтягиваются болты крепления.

В случае загрязнения коллектора (29) его необходимо сначала протереть смоченной в бензине чистой тряпкой, а потом сухой. Если коллектор незначительно подгорел, то его нужно зачистить. Щётка должна быть плотно прижата к коллектору (29). Требуется смазка канавки кольца отводки, куда входят шипы вилки рычага, посредством жидкого масла. Шейки и подшипники вала смазываются маслом АС-8 либо индустриальным маслом.

13*

Яндекс.Метрика