Водяной радиатор системы охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М трубчатый, с паровоздушным клапаном, установленным в крышке заливной горловины (30) [рис. 1], и шторкой (10).
Рис. 1. Схема охлаждения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Шестерня привода водяного насоса;
2) – Водяной насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Сливной кран;
5) – Пробка сливного крана;
6) – Нижний коллектор водяного радиатора;
7) – Вентилятор;
8) – Щиток;
9) – Сердцевина водяного радиатора;
10) – Шторка;
11) – Масляные радиаторы;
12) – Кронштейн вентилятора;
13) – Ролик натяжения ремней;
14) – Кронштейн ролика;
15) – Кронштейн регулировочного винта;
16) – Механизм натяжения ремней;
17) – Регулировочный винт;
18) – Ось кронштейна;
19) – Крестовина вентилятора;
20) – Крышка шкива вентилятора;
21) – Упорная шайба;
22) – Передний шарикоподшипник оси вентилятора;
23) – Ось вентилятора;
24) – Проставка;
25) – Шкив вентилятора;
26) – Втулка;
27) – Ремень;
28) – Сальник;
29) – Перепускная трубка;
30) – Крышка заливной горловины водяного радиатора с паровоздушным клапаном;
31) – Паровой клапан;
32) – Воздушный клапан;
33) – Направляющая тросика управления шторкой;
34) – Верхний коллектор водяного радиатора;
35) – Соединительный рукав;
36) – Крышка водоотводной трубы;
37) – Термостаты;
38) – Головка цилиндров;
39) – Полость водяной рубашки охлаждения головки цилиндров;
40) – Полость водяной рубашки охлаждения цилиндров двигателя;
41) – Водоотводная труба;
42) – Дефлекторы;
43) – Патрубок подвода воды в рубашку блока цилиндров;
44) – Патрубок подвода воды к блоку цилиндров пускового двигателя;
45) – Термометр;
46) –Датчик температуры воды;
47) – Патрубок отвода воды из полостей головок цилиндров пускового двигателя;
48) – Блок дизеля;
49) – Крышки водораспределительного канала;
50) – Сливной кран водяной рубашки блока цилиндров.
В состав конструкции сердцевины (9) радиатора включены следующие элементы: латунные плоскоовальные трубки, латунные охлаждающие пластины, а также пара трубных досок. Пластины и трубные доски надеты на трубки и припаяны к ним. Верхний коллектор (34) и нижний коллектор (6) закреплены к трубным доскам посредством болтов. В раму радиатора установлена сердцевина радиатора вместе с коллекторами. На верхнем коллекторе снаружи размещены: паровоздушная трубка, заливная горловина, которая закрыта крышкой с паровоздушным клапаном. Труба-успокоитель установлена внутри верхнего коллектора. Отводящий патрубок со спускным краном радиатора (4) закреплён к фланцу нижнего коллектора (6). Масляные радиаторы (11) двигателя и трансмиссии закрепляются спереди к водяному радиатору. Для регулирования потока воздуха, который обдувает сердцевину водяного радиатора, между радиаторами устанавливается шторка (10), снабжённая устройством для её открытия/закрытия – тросом с цепочкой и кольцом для захвата рукой. Для поднятия либо закрытия шторки следует потянуть за кольцо, накручивая трос на барабан. После этого нужно застопорить барабан путём передвижения цепочки в прорезь задней стенки капота трактора. Крепление сердцевины водяного радиатора к раме реализовано через амортизаторы. В верхней части радиатор сопряжён с головками посредством пары регулируемых по длине раскосов.