Шатун. Разъёмная нижняя головка шатуна (10) [рис. 1] снабжена расточкой для установки вкладышей шатунного подшипника (25). Втулка (30) запрессовывается в верхнюю головку. Смазывание поверхностей трения поршневого пальца (9) и втулки (30) производится через отверстие в верхней части шатуна и втулки.
Рис. 1. Двигатель Д-245Л (продольный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Масляный картер;
2) – Масляный насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Ремень вентилятора;
5) – Крышка шестерён распределения;
6) – Вентилятор;
7) – Водяной насос;
8) – Корпус термостата;
9) – Поршневой палец;
10) – Шатун;
11) – Поршень;
12) – Гильза цилиндра;
13) – Колпак;
14) – Крышка головки цилиндров;
15) – Головка цилиндров;
16) – Прокладка головки цилиндров;
17) – Блок цилиндров;
18) – Задний мост;
19) – Маховик;
20) – Противовес;
21) – Коленчатый вал;
22) – Маслоприёмник;
23) – Форсунка охлаждения поршня;
24) – Коренные подшипники;
25) – Шатунные подшипники;
26) – Полость в шатунной щеке;
27) – Шестерня распределения;
28) – Шестерня привода насоса;
29) – Зубчатый венец маховика;
30) – Втулка шатуна;
31) – Болт крепления маховика.
Поршень (11) выполнен из алюминиевого сплава. На поршне предусмотрены три канавки под компрессионные кольца и одна канавка – под маслосъёмное кольцо. В днище поршня размещена камера сгорания (4) [рис. 2].
Рис. 2. Поршень кривошипно-шатунного механизма двигателя Д-245Л трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Компрессионные кольца;
2) – Маслосъёмное кольцо;
3) – Нирезистовая вставка поршня;
4) – Камера сгорания;
5) – Поршневой палец;
6) – Стопорное кольцо поршневого пальца;
7) – Форсунки охлаждения днища поршня.
Поршневые кольца. Комплект поршневых колец включает в себя три компрессионных кольца (1), а также одно маслосъёмное кольцо (2). Поперечное сечение первого компрессионного кольца изготовлено в виде двухсторонней трапеции. Наружная поверхность кольца имеет бочкообразную форму с отшлифованными фасками. Оно устанавливается во вставку (3), выполненную из нирезиста (специальный сплав на основе никеля). 2-е и 3-е компрессионные кольца – минутного типа с приработочным покрытием. Маслосъёмное кольцо (2) – коробчатого типа со шлифованным профилем и спиральным расширителем.
Полые поршневые пальцы (5) удерживаются от осевого перемещения при помощи стопорных колец (6) в бобышках поршня.