Коленчатый вал кривошипно-шатунного механизма двигателя трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 – полноопорный с четырьмя съёмными противовесами (20) [рис. 1]. Они располагаются на 1, 4, 5, 8-ой щеках. В шатунных шейках предусмотрены полости (26) для центробежной очистки масла. На переднем конце коленчатого вала посредством шпонок закрепляется шестерня распределения (27), шестерня привода масляного насоса (28), шкив привода водяного насоса (3). Маховик (19) с зубчатым венцом (29) размещён на заднем конце коленчатого вала.
Рис. 1. Двигатель Д-245Л (продольный разрез) трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Масляный картер;
2) – Масляный насос;
3) – Шкив коленчатого вала;
4) – Ремень вентилятора;
5) – Крышка шестерён распределения;
6) – Вентилятор;
7) – Водяной насос;
8) – Корпус термостата;
9) – Поршневой палец;
10) – Шатун;
11) – Поршень;
12) – Гильза цилиндра;
13) – Колпак;
14) – Крышка головки цилиндров;
15) – Головка цилиндров;
16) – Прокладка головки цилиндров;
17) – Блок цилиндров;
18) – Задний мост;
19) – Маховик;
20) – Противовес;
21) – Коленчатый вал;
22) – Маслоприёмник;
23) – Форсунка охлаждения поршня;
24) – Коренные подшипники;
25) – Шатунные подшипники;
26) – Полость в шатунной щеке;
27) – Шестерня распределения;
28) – Шестерня привода насоса;
29) – Зубчатый венец маховика;
30) – Втулка шатуна;
31) – Болт крепления маховика.
Маховик (19) изготовлен в виде диска из серого чугуна и закреплён к фланцу коленчатого вала при помощи семи болтов (31) с точной установкой на наружной поверхности фланца. На маховике предусмотрена пара штифтов, которые работают на срез при ослаблении крепления, а также устанавливается зубчатый венец (29). В зацепление с указанным венцом входит шестерня включения редуктора пускового двигателя либо шестерня включения стартера. Проверка и установка угла опережения подачи топлива реализована через отверстие (метку) в маховике.