Агрегат зерноочистительный ЗАВ-20 применяется для комплексной механизации очистки, а также сортирования семян зерновых, крупяных, зернобобовых и некоторых технических культур с доведением их до семенных и продовольственных кондиций.
Оборудование агрегата ЗАВ-20 включает гидравлический автомобилеподъёмник ГАП-2Ц, норию (загрузочный ковшовый элеватор) НЗ-20 (производительность до 40 т/ч), пару воздушно-решётных зерноочистительных машин, пару триерных блоков, централизованную воздушную систему (производительность до 20000 м3/ч), передаточные транспортёры, зернопроводы, пункт управления, оснащённый системой сигнализации и блокировками.
Рис. 1. Технологическая схема работы ЗАВ-20.
1) – Автомобилеподъёмник;
2) – Завальная яма;
3) – Загрузочная нория;
4) – Машина первичной очистки;
5) – Воздушная централизованная система;
6) – Передаточный транспортёр;
7) – Триерный блок;
8) – Передаточный транспортёр.
Технологическая схема работы ЗАВ-20 представлена на [рис. 1]. Выгруженное из автомобиля зерно поступает через регулируемое заслонкой окно из завальной ямы в нижнюю головку элеватора, далее поднимается им и разделяется распределительным клапаном на пару равных частей. Затем зерно направляется по зернопроводам в приёмные камеры пары работающих параллельно зерноочистительных воздушно-решётных машин (либо в одну из машин, либо в бункер резерва). Из приёмной камеры зерновой материал посредством питающих вальцов подаётся в воздушные каналы, где происходит выделение легких примесей, а потом на решётные станы, где осуществляется разделение зернового материала на три фракции:
1) – очищенное зерно;
2) – фуражное зерно;
3) – примеси.
Чистое зерно направляется в триерные блоки, где производится его сортировка на длине. Из триеров чистое зерно транспортируется по зернопроводам в бункер чистого зерна, а длинные примеси поступают в бункер примесей. Фуражные отходы посредством подключенного к централизованной воздушной системе пневмотранспортёра подаются в бункер фуражного зерна. В случае необходимости можно отключить одну из воздушно-решётных машин, а также соответствующий триерный блок.