Блок-картер и головка цилиндров двигателя СМД-60 трактора Т-150


* * *

Блок-картер двигателя СМД-60 трактора Т-150 является основной корпусной деталью, которая объединяет левый и правый блоки цилиндров, а также верхнюю часть картера коленчатого вала. Высокая жёсткость всей детали обеспечивается передней и задней торцевыми стенками вместе с парой поперечных перегородок между смежными цилиндрами. В нижней и верхней плите каждого блока имеются расточки для установки гильз цилиндров. На каждой поперечной стенке (в нижней части) выполнены массивные приливы, которые образуют вместе с крышками четыре опоры под коренные подшипники коленчатого вала [рис. 1].

Коренной подшипник двигателя СМД-60 трактора Т-150

Рис. 1. Коренной подшипник двигателя СМД-60 трактора Т-150.

1) – Шпилька крепления крышки коренного подшипника;

2) – Гайка;

3) – Крышка коренного подшипника;

4) – Болт стяжной;

5) – Блок-картер;

6) – Нижний вкладыш подшипника;

7) – Верхний вкладыш подшипника;

8) – Метка затяжки гайки;

9) – Ус-фиксатор;

10) – Шайба специальная;

11) – Шайба замковая.

Для крепления каждой крышки коренного подшипника используются: пара шпилек (1) и дополнительно пара стяжных болтов (4). Крышки маркируются цифрами (кроме первой). Посадка крышек в пазы – плотная, осуществляется посредством лёгких ударов медного молотка либо монтировки, используемой в качестве двуплечего рычага. Перед тем как навинчивать гайки следует смазать резьбу шпилек дизельным маслом. Затяжка гаек осуществляется поочерёдно (начинать нужно со средних подшипников) в несколько приёмов, а далее они контрятся замковой шайбой (11). Окончательное усилие затяжки гаек крепления коренных подшипников двигателя СМД-60 трактора Т-150 составляет 26-28- кгс•м. В случае отсутствия динамометрического ключа затяжка гаек производится до совпадения меток  (8) на шпильке и гайке. Нанесение меток следует выполнять перед разборкой (если они не были набиты). Перед тем как затянуть задний упорный подшипник требуется выровнять осевой зазор. Для этого нужно слегка притянуть крышку гайками и перемещать коленчатый вал вперёд/назад, тем самым выравнивая положение крышки, а затем установить и затянуть стяжные болты (4).

В развале между левым и правым блоками цилиндров двигателя СМД-60 трактора Т-150 расположена полость ресивера с каналами для подвода воздуха в цилиндры. Данная полость закрыта крышкой, которая отлита из алюминиевого сплава. Крышка имеет фланец, предназначенный для установки турбокомпрессора, а также патрубок, через который воздух нагнетается компрессором в ресивер.

Гильзы цилиндров двигателя СМД-60 трактора Т-150 – «мокрого типа», литые (титано-медистый чугун). Упорным фланцем (в верхней части) гильза опирается на выточку, выполненную в верхней плите блока. В нижней части гильза уплотняется парой резиновых колец, которые обеспечивают герметичность водяной рубашки блок-картера. Допустимое выступание бурта гильзы над верхней плоскостью блока составляет 0,065-0,165 мм. Разность выступаний бурта гильз над верхней плоскостью блока одного ряда цилиндров должна быть не более 0,07 мм, а для одной гильзы – не более 0,03 мм.

Конусность и овальность внутренней поверхности новой гильзы – не более 0,02 мм. На участке длиной 15 мм от верхнего и нижнего торцов возможное увеличение конусности – до 0,04 мм. Увеличение овальности может произойти вследствие установки гильзы в блок двигателя СМД-60 с перекосом, от большой разности выступания бурта гильзы, а также от неравномерной затяжки гаек крепления головки цилиндров. В процессе укладки гильз необходимо устранять причины, которые вызывают увеличение овальности, иначе это приведёт к повышенному расходу масла.

Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя СМД-60

Рис. 2. Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров двигателя СМД-60.

С целью получения требуемого зазора между гильзой и юбкой поршня (0,22-0,26 мм) гильзы сортируются по внутреннему диаметру на две группы.

Таблица. 1. Группы гильз двигателя СМД-60.

Обозначение группы Внутренний диаметр гильзы (мм)
М 130,00-130,02
Б более 130,02 до 130,04

Гильзы маркируются путём нанесения ударного клейма на торец упорного фланца. В комплект на двигатель необходимо подбирать поршни и гильзы одной размерной группы.

Головка цилиндров двигателя СМД-60 трактора Т-150 – общая на три цилиндра (отлита из чугуна). Для левого и правого ряда – взаимозаменяемая. Головка цилиндров устанавливается по паре направляющих втулок и крепится посредством шестнадцати шпилек, которые равномерно расположены вокруг цилиндров. Под клапаны в головку цилиндров запрессованы сёдла из жаростойкой стали. Герметичная посадка клапанов обеспечивается после их притирки. Ширина притёртой фаски должна составлять не менее 1,5 мм. Проверка герметичности клапанов осуществляется с помощью керосина либо пневматического прибора (под давлением 0,3-0,6 кгс/см2). Недопустимо просачивание керосина либо воздуха. Утопание клапанов относительно нижней плоскости головки: выпускных – 0,5-0,9 мм; впускных – 0,3-0,7 мм.

Затяжка гаек крепления головки цилиндров двигателя СМД-60 трактора Т-150 осуществляется согласно порядка, указанного на [рис. 2]. В один приём гайки затягиваются не более чем на пару граней. Окончательная затяжка осуществляется с помощью динамометрического ключа (усилие 22-24 кгс•м). Через 2000 мото/ч рекомендовано производить демонтаж головок цилиндров, очистку их от нагара, проверку герметичности клапанов.

3*

Яндекс.Метрика