Буксирное устройство с автоматом сцепки трактора МТЗ-100, МТЗ-102 предназначается для выполнения транспортных работ трактора в агрегате с двухосными прицепами. Посредством двух пальцев (15) [рис. 1] осуществляется его соединение с кронштейном центральной тяги.
Рис. 1. Буксирное устройство трактора МТЗ-100, МТЗ-102.
1) – Кронштейн;
2) – Колпак;
3) – Тяговый крюк;
4) – Пружина;
5) – Упор фиксатора;
6) – Рычаг фиксатора;
7) – Фиксатор зева крюка;
8) – Рукоятка управления фиксатором;
9) – Козырёк;
10) – Нижний ловитель;
11) – Ось рукоятки управления;
12) – Корпус автомата сцепки;
13) – Пружина фиксатора;
14) – Амортизатор;
15) – Палец;
16) – Гайка крюка.
В конструкцию буксирного устройства включены: тяговый крюк (3) с нижним ловителем (10) и козырьком (9), фиксатор зева крюка (7), корпус (12) автомата сцепки с размещённым в нём упором (5) фиксатора с пружиной (4), пружина (13), рычаг (6), расположенный на оси (11) рукоятки (8) управления фиксатором. В рукоятке предусмотрена возвратная пружина. В продольном пазу фиксатора (7) может свободно перемещаться верхняя часть рычага (6). Также буксирное устройство комплектуется приспособлением с резиновым амортизатором (14), которое при трогании с места и в процессе работы снижает динамические нагрузки.
Установка буксирного устройства может быть в одном из двух положений – верхнем и нижнем. В верхнем положении буксирное устройство устанавливается при работе трактора с прицепами, требующими привода от заднего ВОМ. В данном случае кронштейн (1) буксирного устройства необходимо повернуть на 180 град., а крюк следует повернуть вокруг оси (4) относительно кронштейна и установить в рабочее положение. В нижнем положении буксирное устройство устанавливается при работе трактора без использования заднего ВОМ.
Чтобы присоединить прицеп к трактору необходимо рукояткой (8) установить фиксатор (7) в положение открытого зева крюка. Нижний ловитель (10) устанавливается в горизонтальное положение. Петля дышла нажимает на выступающий фиксатор, передвигает его внутрь корпуса, заходит в зев крюка.
Под действием пружины (13) фиксатор (7) выходит из корпуса (12), запирает зев крюка. Затем рукоятка (8) возвращается в исходное положение.
Чтобы разъединить трактор и прицеп необходимо рукояткой (8) передвинуть фиксатор (7) вперёд, освобождая зев крюка и дышло прицепа, снять с крюка. Раскрытие замка при движении конструктивно исключено.
В процессе эксплуатации буксирного устройства требуется контроль состояния затяжки резьбовых соединений, а также своевременная очистка фиксатора от грязи во избежание его заедания внутри корпуса автомата сцепки. Периодически необходимо проверять возможность осевого перемещения крюка амортизационным устройством. Регулировка (при необходимости) осуществляется при помощи гайки (16). Величина свободного хода в осевом направлении не должна составлять более 0,5 мм.