Гидроходоуменьшитель служит для обеспечения применения трактора МТЗ-100 (МТЗ-102) не только на сельскохозяйственных, но и дорожных и строительных работах с машинами, которым необходимы «ползучие» технологические скорости движения.
Устройство и работа гидроходоуменьшителя. Посредством гидроходоуменьшителя возможно получение дополнительных пониженных диапазонов скоростей движения трактора, а также бесступенчатое изменение скорости движения (в зоне передачи пониженных диапазонов).
Увеличение передаточного числа реализовано за счёт использования механической части ходоуменьшителя, которая включена в кинематическую цепь трансмиссии трактора. При этом происходит изменение направления движения на обратное на передачах 1-ого, 2-ого диапазонов заднего и 1-ого и 3-его диапазонов переднего хода, а также снижение скорости.
Бесступенчатое повышение/понижение скорости реализовано за счёт использования особенности дифференциального механизма механической части, который изменяет передаточное число пропорционально частоте вращения промежуточного элемента, что осуществляется посредством регулировки момента подтормаживания.
Основной сборочной единицей гидроходоуменьшителя является дифференциальный механизм, в состав которого входит солнечная шестерня (21) [рис. 1], водило (22), три сателлита (6), установленные на осях (14), а также коронная шестерня (23).
Рис. 1. Гидроходоуменьшитель трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Стержень управления дросселем;
2) – Винт;
3) – Рычаг управления включения/выключения;
4) – Валик управления;
5) – Регулировочная вилка;
6) – Сателлит;
7) – Тяга управления;
8) – Карданная муфта;
9) – Вилка;
10) – Корпус;
11) – Промежуточная шестерня;
12) – Ось;
13) – Роликовый подшипник;
14) – Ось сателлита;
15) – Подшипник;
16) – Ролики сателлитов;
17) – Вал-шестерня;
18) – Втулка короны;
19) – Дроссель;
20) – Втулка солнечной шестерни;
21) – Солнечная шестерня;
22) – Водило;
23) – Коронная шестерня;
24) – Вал-шестерня привода насоса;
25) – Подшипник;
26) – Заборник;
27) – Всасывающий маслопровод;
28) – Подшипник;
29) – Пружина;
30) – Шарик;
31) – Насос;
32) – Нагнетательный маслопровод;
33) – Подшипник;
34) – Корпус дросселя;
35) – Седло;
36) – Шток;
37) – Гайка;
38) – Винт;
39) – Крышка дросселя;
40) – Пружина.
Механическая часть гидроходоуменьшителя включает в себя промежуточную пару, состоящую из вала-шестерни (17), на котором смонтирован дифференциальный механизм, и промежуточную шестерню (11), размещённую на оси (12), а также зубчатую пару привода насоса, состоящую из наружного венца коронной шестерни и вала-шестерни (24).
Солнечная шестерня смонтирована на валу-шестерне (17), сателлиты (6) – на осях (14), коронная шестерня (23) на ступице водила, а вал-шестерня (17) – в корпусе. Промежуточная шестерня (11) смонтирована на оси (12), вал-шестерня привода насоса – в корпусе.
Крутящий момент од двигателя Д-245 передаётся через шестерню (13) [рис. 2] коробки передач, которая находится в постоянном зацеплении с дополнительным венцом солнечной шестерни (21) [рис. 1], дифференциальный механизм ходоуменьшителя, зубчатый венец вала-шестерни (17), промежуточную шестерню (11) и на шестерню (12) [рис. 2]. Посредством последней производится включение/выключение гидроходоуменьшителя, путём введения её в зацепление с зубчатым венцом шестерни (11) [рис. 1].
Рис. 2. Коробка передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Разрез.
1) – Промежуточный вал;
2) – Вал пониженных передач и заднего хода;
3) – Вал повышенных рабочих передач;
4) – Стакан;
5) – Подшипник;
6) – Подшипник;
7) – Подшипник;
8) – Роликовые подшипники;
9) – Шестерня 1-ого и 3-его диапазонов;
10) – Шестерня заднего хода;
11) – Шлицевая втулка;
12) – Шестерня ходоуменьшителя;
13) – Шестерня;
14) – Втулка;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Гайка;
17) – Гайка;
18) – Ведомая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
19) – Ведущая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
20) – Зубчатая муфта;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Вилка переключения;
23) – Поводок механизма переключения;
24) – Вилка переключения;
25) – Поводок механизма переключения;
26) – Поводок механизма переключения;
27) – Вилка переключения;
28) – Вилка переключения;
29) – Поводок механизма переключения;
30) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
31) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
32) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
33) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
34) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20).
Нижнее положение тяги (7) – гидроходоуменьшитель включен, а в нижнем положении гидроходоуменьшитель выключен. Для фиксации вилки с валиком применён шарик (30) с пружиной (29). Вилка (5) предназначена для регулировки положения рычага (3).
Гидросистема гидроходоуменьшителя состоит из насоса (31), дросселя (19) с предохранительным клапаном, маслозаборника (26) и маслопроводов (27) и (32). Насос служит для создания момента сопротивления вращению коронной шестерни (23). Насос смонтирован на корпусе гидроходоуменьшителя и соединён с валом-шестернёй (24) привода насоса. Всасывающая магистраль насоса соединена через трубопропод (27) с маслозаборником (26), который нужен для забора масла из корпуса ходоуменьшениля, а также для защиты гидросистемы от попадания в неё посторонних предметов. Через маслопровод (32) нагнетательная полость насоса (31) связана с дросселем, который регулирует расход подаваемой насосом жидкости и предохраняет гидравлическую систему от перегрузки (давление более 150 кгс/см2 (14,7 МПа)).
Изменение расхода жидкости выполняется путём регулировки щели между седлом (35), смонтированным в корпусе (34) дросселя, и штоком (36), поджимаемым к торцу винта (38) за счёт давления масла.
В штоке (36) имеются осевые и радиальные сверления, которые служат для защиты насоса от перегрева (перегрузок) при закрытом дросселе.
Винт (38), ввёрнутый в гайку (37) служит для ограничения хода штока (36). Гайка фиксируется от проворачивания в крышке (39). Система предохраняется от перегрузок автоматически, посредством поднятия штока (36), винта (38), гайки (37) и сжатия пружины (40). Из дросселя масло сливается в картер КПП через отверстие, расположенное в корпусе гидроходоуменьшителя. Управление гидравлической системой гидроходоуменьшителя реализовано посредством стерня (1) с рукояткой, выведенного в кабину и передающего на винт дросселя через карданную муфту (8) и головку винта (2). При вращении рукоятки против часовой стрелки – происходит уменьшение скорости трактора, а по ходу – увеличивается.