Порядок установки гидроходоуменьшителя на трактор МТЗ-100 (МТЗ-102):
1) – Слить из корпусов трансмиссии масло;
2) – Снять левую боковую крышку КПП;
3) – Переместить стопорное кольцо (15) [рис. 1] шестерни в дальнюю от неё канавку. Шестерня должна свободно перемещаться в осевом направлении на шлицах втулки (11);
4) – Разместить ходоуменьшитель (в сборе) на левом люке КПП, вставив вилку (9) [рис. 2] в проточку шестерни включения гидроходоуменьшителя. Длинные болты, которые проходят через масляную полость ходоуменьшителя, следует уплотнить медными шайбами, а под головки коротких болтов нужно установить пружинные шайбы;
5) – Установить тягу (7) включения и стержень (1) управления путём пропускания их через отверстия пола кабины;
6) – Заполнить ёмкости корпуса ходоуменьшителя и трансмиссии маслом до отметки «П» на масломере, а затем ещё добавить 10 л.
Рис. 1. Коробка передач трактора МТЗ-100 и МТЗ-102. Разрез.
1) – Промежуточный вал;
2) – Вал пониженных передач и заднего хода;
3) – Вал повышенных рабочих передач;
4) – Стакан;
5) – Подшипник;
6) – Подшипник;
7) – Подшипник;
8) – Роликовые подшипники;
9) – Шестерня 1-ого и 3-его диапазонов;
10) – Шестерня заднего хода;
11) – Шлицевая втулка;
12) – Шестерня ходоуменьшителя;
13) – Шестерня;
14) – Втулка;
15) – Стопорное кольцо;
16) – Гайка;
17) – Гайка;
18) – Ведомая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
19) – Ведущая шестерня 2-ого и 5-ого диапазонов;
20) – Зубчатая муфта;
21) – Стопорное кольцо;
22) – Вилка переключения;
23) – Поводок механизма переключения;
24) – Вилка переключения;
25) – Поводок механизма переключения;
26) – Поводок механизма переключения;
27) – Вилка переключения;
28) – Вилка переключения;
29) – Поводок механизма переключения;
30) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
31) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
32) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
33) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20);
34) – Шарик механизма блокировки зубчатых муфт (20).
Рис. 2. Гидроходоуменьшитель трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.
1) – Стержень управления дросселем;
2) – Винт;
3) – Рычаг управления включения/выключения;
4) – Валик управления;
5) – Регулировочная вилка;
6) – Сателлит;
7) – Тяга управления;
8) – Карданная муфта;
9) – Вилка;
10) – Корпус;
11) – Промежуточная шестерня;
12) – Ось;
13) – Роликовый подшипник;
14) – Ось сателлита;
15) – Подшипник;
16) – Ролики сателлитов;
17) – Вал-шестерня;
18) – Втулка короны;
19) – Дроссель;
20) – Втулка солнечной шестерни;
21) – Солнечная шестерня;
22) – Водило;
23) – Коронная шестерня;
24) – Вал-шестерня привода насоса;
25) – Подшипник;
26) – Заборник;
27) – Всасывающий маслопровод;
28) – Подшипник;
29) – Пружина;
30) – Шарик;
31) – Насос;
32) – Нагнетательный маслопровод;
33) – Подшипник;
34) – Корпус дросселя;
35) – Седло;
36) – Шток;
37) – Гайка;
38) – Винт;
39) – Крышка дросселя;
40) – Пружина.
По окончании работ, предполагающих движение на пониженных скоростях, необходимо демонтировать гидроходоуменьшитель с трактора. Для этого требуется выполнить вышеперечисленные операции в обратном порядке.
Перед тем как вводить гидроходоуменьшитель в эксплуатацию, нужно его обкатать на тракторе на 1 передаче заднего хода (без нагрузки) в течение 1 ч.
Начиная движение, следует повернуть стержень (1) управления дросселем до упора (против хода часовой стрелки), выключить сцепление, переместить вниз тягу (7), затем включить 1 передачу заднего хода и включить (плавно) сцепление. Далее посредством вращения стержня (1) по ходу часовой стрелки необходимо установить требуемую скорость движения трактора МТЗ-100 (МТЗ-102).
Включение гидроходоуменьшителя приведёт к изменению направления движения на противоположное, вследствие чего трактор начнёт двигаться передним ходом при включённой передаче заднего хода. Чтобы снизить расход топлива в процессе выполнения работ с применением гидроходоуменьшителя следует его задействовать на как можно более низком диапазоне и передаче.
Выключение гидроходоуменьшителя и КПП должно выполняться при выключенном сцеплении и открытом дросселе – рукоятку (1) нужно повернуть до упора (по ходу часовой стрелки).
Техническое обслуживание гидроходоуменьшителя заключается в периодической (через каждые 250 мото/ч) проверке уровня масла в корпусах трансмиссии, а также наличия утечек и степени затяжки резьбовых соединений.