Коробка диапазонов включает в себя одноступенчатый редуктор, механизм переключения диапазонов, дисковый тормозок первичного вала с гидроприводом, датчик скорости движения комбайна, устройство для блокировки пуска двигателя.
Коробка диапазонов моста с механическим приводом (как и с гидравлическим приводом) оснащается аналогичными устройствами блокировки от одновременного включения и самовыключения диапазонов и пуска двигателя. Помимо этого, в коробке диапазонов имеется блокировка, которая обеспечивает безударное включение зубчатых колёс.
В конструкцию коробки диапазонов входят: корпус (25), внутри которого на подшипниках смонтированы первичный вал (9), промежуточный вал (3), промежуточный вал (8) и дифференциал. Подвижные зубчатые колёса, которые располагаются на валах, позволяют обеспечить включение одного из четырёх диапазонов движения вперёд и одного – заднего хода.
Тормозок первичного вала коробки диапазонов предназначается для сокращения времени остановки вращающихся зубчатых колёс после выключения сцепления. Он включает в себя корпус (28), ведущий диск (21) с фрикционными накладками, ведомые диски (20), нажимной диск (19), пальцы (22) с упорными кольцами и пружинами (23), гидроцилиндр (17) и ступицу (27) ведомых дисков, установленных на цапфе. Ведущий диск тормозка смонтирован на первичном валу и вращается вместе с ним. Фрикционные накладки установлены на ведущем диске свободно в тангенциальном направлении. Ведомые диски устанавливаются на пальцах (22) и отжимаются один от другого при помощи пружин (23). Тормозок работает в масляной ванне. Гидроцилиндр (17) служит для сжатия дисков и торможения первичного вала. Регулировка в процессе эксплуатации тормозку не требуется, потому что пальцы (22) при растормаживании отводятся пружинами (23) до упора в специальные кольца. По мере изнашивания накладок кольца передвигаются под действием гидроцилиндра, и таким образом стабилизируется зазор между дисками.
Распределитель гидроцилиндра тормозка предназначается для исключения бесполезной работы тормозка при включённом диапазоне и выключенном сцеплении. В указанном случае распределитель отключает гидроцилиндр тормозка.
Рис. 1. Коробка диапазонов моста ведущих колёс с механическим приводом комбайна «Дон-1200».
1) – Зубчатое колесо дифференциала z=39;
2) – Зубчатое колесо дифференциала z=51;
3) – Нижний промежуточный вал;
4) – Подвижный блок зубчатых колёс z=15;
5) – Зубчатое колесо z=15;
6) – Зубчатое колесо z=35;
7) – Подвижный блок зубчатых колёс z=27;
8) — Верхний промежуточный вал;
9) – Первичный вал;
10) – Подвижное зубчатое колесо включения заднего хода z=15;
11) – Зубчатое колесо z=35;
12) – Рычаг привода блокировки;
13) – Толкатель привода блокировки;
14) – Тяга привода блокировки;
15) – Клапан прокачки воздуха;
16) – Толкатель тормозка первичного вала;
17) – Гидроцилиндр тормозка;
18) – Маслопровод;
19) – Нажимной диск тормозка;
20) – Ведомый диск тормозка;
21) – Ведущий диск тормозка;
22) – Палец ведомых дисков тормозка;
23) – Отжимная пружина;
24) – Левая полуось;
25) – Корпус коробки диапазонов.
Рис. 2. Тормозок первичного вала коробки диапазонов.
16) – Толкатель тормозка первичного вала;
19) – Нажимной диск тормозка;
20) – Ведомый диск тормозка;
21) – Ведущий диск тормозка;
22) – Палец ведомых дисков тормозка;
23) – Отжимная пружина;
26) – Упорное кольцо;
27) – Ступица ведомых дисков;
28) – Корпус;
29) – Поршень гидроцилиндра.
Рис. 3. Распределитель гидроцилиндра тормозка.
30) – Пружина золотника;
31) – Золотник;
32) – Втулка сливного клапана;
33) – Втулка нагнетательного клапана;
34) – Дренажный винт;
35) – Корпус;
36) – Пружина нагнетательного клапана.
А – Отверстие для присоединения трубки гидроцилиндра;
Б – Нагнетательный канал;
В — Отверстие для присоединения трубки тормозка;
Г – Сливной клапан;
Д — Отверстие для присоединения сливной трубки.