Тормозок первичного вала коробки диапазонов скоростей комбайна «Дон» предназначен для сокращения времени остановки вращающихся шестерён после выключения сцепления. В конструкцию тормозка первичного вала включены следующие элементы: корпус (5) [рис. 1], ведущий диск (10) с фрикционными накладками, ведомые диски (6), нажимной диск (7) с пальцами (3), пружинами (4) и упорными кольцами (1).
Рис. 1. Тормозок первичного вала коробки диапазонов скоростей зерноуборочного комбайна «Дон».
1) – Упорное кольцо;
2) – Ступица ведомых дисков;
3) – Палец;
4) – Пружина;
5) – Корпус;
6) – Ведомый диск;
7) – Нажимной диск;
8) – Поршень гидроцилиндра;
9) – Толкатель;
10) – Ведущий диск.
Под воздействием поршня (8), который при помощи толкателя действует на нажимной диск (7), происходит сжатие дисков и торможение первичного вала.
По мере изнашивания фрикционных накладок происходит перемещение поршнем в новое исходное положение упорных колец (1) пальцами (3). Это позволяет достичь заданной величины зазора между дисками тормозка и обеспечить их свободное вращение относительно друг друга при выключенном сцеплении. В процессе эксплуатации и после замены накладок регулировка тормозка первичного вала коробки диапазонов скоростей комбайна «Дон» не требуется.