Гильзы цилиндров по наименьшему внутреннему диаметру и поршни по наибольшему наружному диаметру, замеренному на расстоянии 153 мм от днища в плоскости, перпендикулярной оси отверстия под поршневой палец, подразделяются на 6 размерных групп (таблица 4).
Таблица 4. Размерные группы гильз цилиндров и поршней двигателей ЯМЗ-238НБ и ЯМЗ-240Б.
Гильза цилиндра | Поршень | ||
маркировка | внутренний диаметр, мм | маркировка | диаметр юбки, мм |
А | 130-130,01 | АНБ | 129,80-129,81 |
Б | 130,01-130,02 | БНБ | 129,81-129,82 |
В | 130,02-130,03 | ВНБ | 129,82-129,83 |
Г | 130,03-130,04 | ГНБ | 129,83-129,84 |
Е | 130,04-130,05 | ЕНБ | 129,84-129,85 |
Ж | 130,05-130,06 | ЖНБ | 129,85-129,86 |
Маркировка размерных групп наносится на верхний торец гильзы и на днище поршня. Гильза цилиндров и поршень в одном цилиндре должны быть одной размерной группы (при этом минимальный зазор между ними в холодном состоянии будет в пределах 0,19-0,21 мм). При проведении капитального ремонта гильзы цилиндров и детали поршневой группы заменяются на новые. Также допускается ремонтировать гильзы цилиндров обработкой внутреннего диаметра под размер 130,50-130,54 мм с установкой ремонтных поршней с наибольшим наружным диаметром юбки 130,30-130,33 мм и ремонтных поршневых колец.
У коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238НБ – 4 шатунных и 5 коренных шеек, щёки, носок, хвостовик, противовесы, маховик. Для уменьшения воздействия на вал центробежных сил от деталей шатунно-поршневых групп на щеках и носке коленчатого вала установлены противовесы, а на маховике установлена выносная масса, которая выполнена в форме прилива.
Для ремонта коленчатого вала предусмотрено 6 ремонтных размеров шеек и вкладышей (таблица 5). Клеймо ремонтного размера нанесено на тыльную сторону вкладыша рядом со стыком.
Таблица 5. Ремонтные размеры коренных и шатунных шеек и вкладышей двигателя ЯМЗ-238НБ.
Размер | Диаметр коренной шейки, мм | Толщина коренного вкладыша, мм | Диаметр шатунной шейки, мм | Толщина шатунного вкладыша, мм |
Номинальный | 109,985-110 | 2,945-2,952 | 87,985-88,00 | 2,450-2,462 |
1-й ремонтный | 109,735-109,750 | 3,070-3,077 | 87,735-87,75 | 2,575-2,587 |
2-й ремонтный | 109,485-109,500 | 3,195-3,202 | 3,195-3,202 | 2,700-2,712 |
3-й ремонтный | 109,235-109,250 | 3,320-3,327 | 87,235-87,25 | 2,825-2,835 |
4-й ремонтный | 108,985-109,000 | 3,445-3,452 | 86,985-87,00 | 2,950-2,962 |
5-й ремонтный | 108,735-108,750 | 3,570-3,577 | 86,735-86,75 | 3,075-3,087 |
6-й ремонтный | 108,485-108,500 | 3,695-3,702 | 86,485-86,50 | 3,200-3,212 |
На коленчатом валу двигателя ЯМЗ-240Б – 7 коренных опор (шеек), 6 шатунных шеек, носок, хвостовик, маховик. На коренных опорах установлены роликоподшипники качения без внутренних колец. При износе беговых дорожек на внутренних опорах последние шлифуют на ремонтные размеры (таблица 6) с установкой новых роликоподшипников.
Таблица 6. Ремонтные размеры подшипников и опорных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-240Б.
Размер | Диаметр беговой дорожки, мм | Номер подшипника |
Номинальный | 192,060-192,085 | 240-1005370-Б (2622134ЛМ) |
1-й ремонтный | 191,560-191,585 | 240-1005370-Б-Бр (2622134Л1М) |
2-й ремонтный | 190,560-190,585 | 240-1005370-Б-Вр (2622134Л2М) |
Для ремонта шатунных шеек коленчатого вала предусматривается 6 ремонтных размеров шеек и вкладышей (таблица 7). Клеймо ремонтного размера наносят аналогично клейму вкладышей двигателя ЯМЗ-238НБ.
Таблица 7. Ремонтные размеры вкладышей и шатунных шеек коленчатого вала двигателя ЯМЗ-240Б.
Размер | Диаметр шатунной шейки, мм | Толщина шатунного вкладыша, мм |
Коленчатые валы, выпущенные до 1977 г. | ||
Номинальный | 84,985-85,00 | 3,961-3,972 |
1-й ремонтный | 84,735-84,75 | 4,080-4,087 |
2-й ремонтный | 84,485-84,50 | 4,205-4,212 |
3-й ремонтный | 84,235-84,25 | 4,330-4,337 |
4-й ремонтный | 83,985-84,00 | 4,455-4,462 |
5-й ремонтный | 83,735-83,75 | 4,580-4,587 |
6-й ремонтный | 83,485-83,50 | 4,705-4,712 |
Коленчатые валы, выпускаемые с 1977 г. | ||
Номинальный | 87,985-88,000 | 2,450-2,462 |
1-й ремонтный | 87,735-87,750 | 2,575-2,587 |
2-й ремонтный | 87,485-87,500 | 2,700-2,712 |
3-й ремонтный | 87,235-87,250 | 2,825-2,835 |
4-й ремонтный | 86,985-87,000 | 2,950-2,962 |
5-й ремонтный | 86,735-86,750 | 3,075-3,087 |
6-й ремонтный | 86,485-86,500 | 3,200-3,212 |
На носке коленчатого вала двигателя ЯМЗ-240Б смонтирован гаситель крутильных колебаний жидкостного типа, а на хвостовике установлен маховик. Коленчатый вал балансируют в сборе с маховиком (допустимый дисбаланс – не более 2·10-3 Н.м.).