Уровень топлива в баке контролируется посредством электромагнитных либо магнитоэлектрических указателей. Последний тип указателей устанавливается на основную массу современных автомобилей.
Указатель уровня топлива включает в себя реостатный датчик, закреплённый в баке, и указатель, размещённый на приборном щитке. Датчик БМ158-Б магнитоэлектрического топливного указателя автомобиля КамАЗ [рис. 1, А] включает в себя пластмассовый корпус (12), закреплённый на металлическом основании (11) с ограничительными упорами (3) и (6), рычаг с поплавком (4) и реостат (1) из нихромовой проволоки, которая намотана на пластмассовый изолятор. В процессе изменения уровня топлива контакт ползунка (2), перемещаемый через рычаг и втулку поплавком, скользит по обмотке реостата. Датчик подвешен на кронштейне (10) к штепсельному разъёму (8). У датчиков различных магнитоэлектрических топливных указателей реостаты имеют одинаковое сопротивление – 90 Ом, но поплавки и рычаги у них разные.
Рис. 1. Схемы магнитоэлектрических указателей уровня топлива.
А) – Для 24-х вольтовой системы;
Б) – Для 12-и вольтовой системы;
1) – Реостат датчика;
2) – Ползун реостата;
3) – Упор рычага поплавка;
4) – Поплавок;
5) – Втулка рычага;
6) – Упор рычага поплавка;
7) – Контактные пластины;
8) – Штекерные выводы;
9) – Токоведущие пластины;
10) – Кронштейн подвески датчика.
Указатель уровня топлива аналогичен по своей конструкции с указателем температуры. Однако соединение резисторов и катушек выполнено по-другому. На [рис. 1, А] приведена схема соединений топливного указателя для 24-х вольтовой системы электроснабжения. В состав указателя входит три катушки. Магнитные потоки катушек (К1) и (К2) направлены навстречу друг другу, а катушки (К3) – перпендикулярно им. Сила тока в катушке (К1) имеет прямое влияние на суммарный магнитный поток катушек (К1) и (К2).
При полном заполнении топливного бака весь реостат оказывается введённым в электрическую цепь указателя, а ток вместе с магнитным потоком катушки (К1) будут максимальными и результирующий магнитный поток трёх катушек повернёт подвижный магнит со стрелкой в положение (П) относительно шкалы. В процессе понижения уровня топлива опускается поплавок датчика и, путём перемещения ползунка, выводит сопротивление реостата датчика, что приводит к закорачиванию катушки (К1). Ток вместе с магнитным потоком данной катушки снижаются, а результирующее магнитное поле трёх катушек приводит к перемещению подвижного магнита со стрелкой по шкале в сторону цифры (0). При достижении в топливном баке уровня топлива до 1/8 от общего объёма произойдёт замыкание контактов (7) и включение сигнальной лампы резерва топлива на приборном щитке.
На [рис. 1, Б] представлена схема включения обмоток и резисторов 12-ти вольтового указателя уровня топлива.