Указатели и сигнализаторы температуры охлаждающей жидкости


* * *

Магнитоэлектрический указатель температуры охлаждающей жидкости [рис. 1, А] включает в себя датчик ТМ100 и приёмник логометрического типа УК105. Основным элементом датчика является полупроводниковый терморезистор (1). Терморезистор расположен в баллоне (2). Посредством пружины (3) достигается контакт терморезистора с «массой» (баллоном) и выводом (4). Бумажный патрон (5) изолирует от корпуса баллона боковую поверхность терморезистора и пружины. При повышении температуры происходит понижение сопротивления терморезистора. В приёмнике на двух пластмассовых неподвижных каркасах (9) намотаны три катушки (К1), (К2) и (К3). Катушки (К1) и (К2) состоят из 850 витков провода ПЭЛ (диаметр 0,1 мм) каждая. Их сопротивление составляет 100 Ом. Катушка (К3) состоит из 400 витков, а её сопротивление равно 42 Ом. Резистор температурной компенсации (Rт.к) изготовлен из константанового провода ПЭВСОК (диаметр 0,1), а его сопротивление составляет 100 Ом. Катушки (К1) и (К2) намотаны на один каркас таким образом, что в них ток идёт в противоположных направлениях и магнитные потоки направляются один против другого.

Указатели и сигнализаторы температуры. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаждающей жидкости

Рис. 1. Указатели и сигнализаторы температуры. Схемы магнитоэлектрического указателя температуры охлаждающей жидкости.

А) – Общая;

Б) – Электрическая;

В) – Датчик указателя температуры электролита в аккумуляторной батарее;

1) – Выводные зажимы;

2) – Изолирующая втулка зажимов;

3) – Уплотнительная прокладка;

4) – Газоотводящее отверстие;

5) – Корпус;

6) – Полиэтиленовый цилиндр;

7) – Латунный баллон;

8) – Бумажный патрон;

9) – Контактная пружина;

10) – Латунная чашка;

11) – Терморезистор;

Сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Г) – Схема включения;

Д) – Датчик ТМ111;

1) – Вывод;

2) – Изолятор;

3) – Регулировочный винт;

4) – Контакт;

5) – Корпус;

6) – Контакт;

7) – Прижимная шайба;

8) – Биметаллическая пластина;

9) – Штекерный вывод.

Обмотка катушки (К3) находится под прямым углом к обмоткам катушек (К1) и (К2). Подвижный постоянный магнит (8), который насажен на ось стрелки (6), размещён в кольцевой области между колодками катушек. При включении питания посредством включателя (13) зажигания ток аккумуляторной батареи течёт по двум параллельным ветвям:

1) – через катушку (К1) и терморезистор (1);

2) – через катушки (К2) и (К3) и резистор температурной компенсации. При этом происходит изменение силы тока, который проходит через (К1) и терморезистор, в соответствии с изменением сопротивления и температуры терморезистора, тогда как ток другой ветви остаётся примерно постоянным. Результирующий магнитный поток трёх катушек при взаимодействии с постоянным магнитом стрелки устанавливает ей по отношению к шкале в положение, которое соответствует температуре окружающей среды. После того как источник питания отключается – стрелка указателя под воздействием постоянного магнита (12) левее отметки (40 град. Цельсия). Стальной магнитопровод (7) также является и экраном, который защищает привод от влияния на него посторонних магнитных полей. В прорези (10) движется отогнутый конец ограничителя (11) угла поворота стрелки.

Сигнализаторы аварийной температуры охлаждающей жидкости служат для предупреждения водителей о критическом повышении температуры в системе охлаждения. В состав сигнализатора входит датчик, смонтированный в верхнем бачке радиатора [рис. 1, Г] и контрольная лампа (5), которая находится на приборном щитке. На корпусе (3) датчика изолированно от «массы» размещена биметаллическая пластина (3), закрытая посредством латунного патрона (1). Закреплённый конец пластины соединён с выводной клеммой, а к подвижному концу (со стороны неактивного слоя) прикреплён контакт. Неподвижный контакт припаян к регулировочному винту (4), который соединён с «массой» (корпусом). До тех пор пока температура охлаждающей жидкости остаётся ниже заданного предела, контакты сигнализатора находятся в разомкнутом состоянии, а лампочка не горит. С увеличением температуры происходит деформация биметаллической пластины и сближение контактов. Замыкание контактов и включение сигнальной лампы происходит при достижении температурой значения, на которое отрегулирован датчик. Датчики ТМ29 (автомобиль ЗИЛ-130), ТМ104-Т (автомобиль ГАЗ-53А) включают лампу при 105-108, 112-118 град. Цельсия соответственно, а ММ7, ТМ111 (автомобиль КамАЗ) и ММ7-Т – при 92-98 и 104-107 град. Цельсия. Датчик РС403, смонтированный в четвёртой головке цилиндра двигателя воздушного охлаждения Д-37М, включает сигнальную лампу при температуре 160-175 град. Цельсия. Если в процессе проверки выяснится, что температура включения не совпадает с указанной, то датчик следует разобрать и отрегулировать зазор.

17*

Яндекс.Метрика