При включённой муфте сцепления валик перекрывает отверстия в корпусе блокировки, в которые входят цилиндрические хвостовики фиксаторов. Поэтому фиксаторы не могут подняться вверх, чтобы выйти из лунок валика, и переключение передач невозможно. При выключении муфты сцепления валик (14) [рис. 1] проворачивается и через тягу (17), вилку (19) и рычажок (21) поворачивает рычажок (13) [рис. 2], который перемещает валик блокировки.
Рис. 1. Валики и вилки переключения подвижных шестерён главной передачи трактора Т-25.
1) – Вилка переключения второй (четвёртой) передачи;
2) – Валик переключения первой (третьей и пятой), шестой передач;
3) – Валик переключения второй (четвёртой) и дополнительных передач;
4) – Валик переключения реверса;
5) – Вилка переключения реверса;
6) – Валик переключения удвоителя;
7) – Вилка переключения первой (третьей и пятой), шестой передач;
8) – Поводок;
9) – Вилка переключения дополнительных передач;
10) – Вилка удвоителя;
11) – Контргайка;
12) – Стопорная шайба;
13) – Поводок вилки удвоителя;
14) – Валик педали муфты сцепления;
15) – Самоподжимной сальник;
16) – Упорная шайба;
17) – Тяга механизма блокировки;
18) – Боковая крышка;
19) – Регулировочная вилка;
20) – Механизм блокировки передач;
21) – Рычажок механизма блокировки.
Рис. 2. Механизм блокировки переключения передач силовой передачи трактора Т-25.
1) – Корпус механизма блокировки;
2) – Валик блокировки;
3) – Пружина фиксатора;
4) – Валик переключения первой (третьей и пятой), шестой передач;
5) – Фиксаторы;
6) – Валик переключения удвоителя;
7) – Рычажок валика педали муфты сцепления;
8) – Коническая пробка;
9) – Валик переключения реверса;
10) – Фиксатор валика реверса;
11) – Валик переключения второй (четвёртой) и дополнительных передач;
12) – Стопорный болт;
13) – Рычажок;
14) – Крышка.