Механизм привода двигателя Д-160 трактора Т-130М предназначен для передачи вращения от шестерни коленчатого вала двигателя к распределительному валу, регулятору, насосам (топливному, водяному, масляному), уравновешивающему механизму дизельного двигателя, масляным насосам гидросистемы управления сцеплением и муфтами поворота трактора и гидросистемы управления навесным механизмом.
Рис. 1. Схема зацепления шестерён распределения и привод агрегатов двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Шестерня привода топливного насоса;
2) – Шестерня распределительного вала (большая);
3) – Шестерня промежуточная привода к водяному насосу;
4) – Шестерня привода к водяному насосу;
5) – Шестерня привода гидронасоса управления навесным оборудованием;
6) – Шестерня промежуточная привода гидронасоса;
7) – Шестерня коленчатого вала (малая);
8) – Шестерня коленчатого вала (большая);
9) – Шестерня привода уравновешивающего механизма;
10) – Шестерня привода масляного насоса и уравновешивающего механизма;
11) – Шестерня промежуточная (малая);
12) – Шестерня привода гидронасоса управления сцеплением и муфтами поворота.
На [рис. 1] представлена схема расположения шестерён механизма привода двигателя Д-160 трактора Т-130М. В кожухе механизма привода установлены на валах промежуточная шестерня (3) [рис. 2] привода водяного насоса, а также промежуточная шестерня (8) привода масляного насоса гидросистемы управления навесным механизмом. Малая промежуточная шестерня (12) вращает шестерню (14), шестерню привода масляного насоса и уравновешивающего механизма дизельного двигателя. Шестернёй (14) приводится во вращение насос гидросистемы управления сцеплением и механизмом поворота трактора. Чтобы обеспечить подвод масла к осям промежуточных шестерён во фланце кожуха имеются косые каналы, совпадающие с отверстиями в блоке. В передней стенке кожуха есть отверстие – окно (4), предназначенное для использования при установке топливного насоса. В нижней части кожуха имеется шейка-цапфа, входящая в отверстие передней опоры двигателя. Сверху на кожухе механизма привода со стороны топливного насоса расположена площадка для установки генератора переменного тока. К обработанным площадкам кожуха прикрепляются кронштейны натяжного ролика и вентилятора. Люк с крышкой (1) , предназначенный для проверки бокового зазора между зубьями шестерён, располагается в кожухе над водяным насосом. Передняя часть картера крепится к нижнему фланцу кожуха. К кожуху прикреплены: масляные насосы гидросистемы управления навесной системой, главной муфтой сцепления и муфтами поворота трактора, водяной насос, устройство для включения/выключения гидронасоса навесной системы.
Рис. 2. Кожух шестерён распределения двигателя Д-160 трактора Т-130М.
1) – Крышка люка для замера зазора между зубьями шестерён;
2) – Трубки подвода масла к подшипникам водяного насоса;
3) – Промежуточная шестерня привода водяного насоса;
4) – Окно для наблюдения за зацеплением по меткам шестерён привода топливного насоса;
5) – Крышка технологическая;
6) – Шарикоподшипник;
7) – Ось шестерни привода гидронасоса;
8) – Промежуточная шестерня привода гидронасоса;
9) – Маслоотражательная шайба;
10) – Уплотняющие сальники;
11) – Кожух шестерён распределения;
12) – Промежуточная шестерня привода гидронасоса управления сцеплением и муфтами поворота;
13) – Ось промежуточной шестерни привода гидронасоса;
14) – Шестерня привода гидронасоса управления сцеплением и муфтами поворота;
15) – Уплотнительное (резиновое) кольцо;
16) – Корпус шарикоподшипника;
17) – Стопорное кольцо.
Кожух шестерён центрируется относительно блока двумя установочными штифтами, которые запрессованы в блок.
Шестерни коленчатого вала, шестерни распределительного вала, шестерни привода регулятора и топливного насоса вводятся в зацепление таким образом, чтобы меченый зуб шестерни (7) [рис.1] коленчатого вала входил в меченую впадину большого венца шестерни (2) распределительного вала, а меченый зуб малого венца данной шестерни – в меченую впадину шестерни (1) регулятора и топливного насоса. Зазор величиной 0,08-0,40 мм должен быть между зубьями каждой пары шестерён, находящихся в зацеплении.
С целью регулировки бокового зазора между зубьями шестерён после установки кожуха и соединения шестерён по меткам следует под кронштейн привода масляного насоса и корпус регулятора поместить регулировочные прокладки (общая толщина прокладок не должна превышать 0,3 мм).