В процессе работы двигателя на номинальных оборотах при прогретом до температуры не менее 55 град. Цельсия масле, давление должно быть в пределах 1,5-3,5 кг/см2. Если давление ниже 1 кг/см2, то не только затрудняется подача масла к приводу клапанов, но и ухудшаются условия работы подшипников. В случае увеличения давления выше 3,5 кг/см2 произойдёт увеличение вспенивания масла, влекущее за собой его более интенсивное окисление, а также количества забрасываемого масла из шатунных подшипников на стенки цилиндров. Всё это снижает эффективность работы маслосъёмных колец и ведёт к повышенному нагарообразованию и дымлению. При высоком давлении происходит разрыв маслопроводов, а также возникает течь в масляном радиаторе.
Производительность насоса имеет прямую зависимость от зазоров между наружным диаметром шестерён и корпусом насоса и между крышкой и торцами шестерён. Увеличение зазоров влечёт за собой снижение производительности. Допустимый зазор между корпусом и шестернями составляет не более 0,48 мм, а между крышкой и торцами шестерён – до 0,20 мм.
Регулировка давления масла осуществляется посредством редукционного клапана. Ввёртывание регулировочной пробки (3) [рис. 1] приводит к повышению давления, а вывёртывание – к понижению. По окончании регулировки необходимо застопорить пробку шайбой. Срабатывание редукционного клапана происходит при давлении 6 кг/см2.
Рис. 1. Редукционный клапан трактора Т-40 и Т-40А.
1) – Гайка клапана;
2) – Шайба;
3) – Регулировочная пробка;
4) – Пружина;
5) – Сливное отверстие;
6) – Клапан;
7) – Корпус;
8) – Канал для масла.
Перепускной клапан (32) [рис. 2] открывается при давлении 5-6 кг/см2. Клапан (27) масляного радиатора срабатывает при разности давлений 0,6-1,2 кг/см2. В процессе регулировки клапанов под пружины устанавливаются шайбы.
Рис. 2. Центрифуга с масляным радиатором трактора Т-40 и Т-40А.
А) – Центрифуга с масляным радиатором;
Б) – Переключатель масляного радиатора (установлен в положение, при котором масляный радиатор отключён);
1) – Форсунка;
2) – Основание ротора;
3) – Втулка;
4) – Отверстие;
5) – Крышка ротора;
6) – Сетка;
7) – Стяжная трубка;
8) – Отверстие;
9) – Прокладка;
10) – Гайка;
11) – Втулка;
12) – Упорное кольцо;
13) – Гайка;
14) – Прокладка;
15) – Кронштейн;
16) – Оребрённая трубка;
17) – Шланг;
18) – Маслозаборная трубка;
19) – Бурт;
20) – Фланец;
21) – Корпус;
22) – Канал, отводящий масло из радиатора;
23) – Канал, подводящий масло к радиатору;
24) – Колпак;
25) – Прокладки;
26) – Канал, подводящий масло к центрифуге;
27) – Клапан масляного радиатора;
28) – Канал, подводящий масло к картеру двигателя;
29) – Пружина;
30) – Переключатель;
31) – Канал очищенного масла;
32) – Перепускной клапан;
33) – Трубка;
34) – Ось;
35) – Подводящая трубка.
Двигатель работает нормально, если температура масла в пределах 55-105 град. Цельсия. Если его температура ниже 55 град. Цельсия, то снижается качество очистки масла в центрифуге, а также шатунных подшипниках коленчатого вала, что ведёт к преждевременному износу подшипников. В случае превышения маслом 105-ти градусной температуры нарушаются его смазывающие свойства, и увеличивается скорость окисления. Летом необходимо включать радиатор посредством установки переключателя (30) в положение, при котором стрелка, расположенная на корпусе центрифуги будет указывать на букву (Л). При отрицательных температурах следует выключить радиатор путём поворота переключателя в положение, когда стрелка направлена на букву (З).
Очистка масла производится в центрифуге и полых шатунных шейках. При разборке двигателя следует освобождать от загрязнений шатунные шейки, так как они содержат частицы песка и металла, которые за счёт своего размера способны оказывать влияние на износ подшипников. При очистке полостей в шейках нужно не погнуть трубки (9) [рис. 3], так как иное положение трубок масла приведёт к его худшему очищению.
Рис. 3. Кривошипно-шатунный механизм тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Специальный болт;
2) – Шкив;
3) – Маслоотражатель;
4) – Шестерня привода масляного насоса;
5) — Коленчатый вал;
6) — Шестерня распределения;
7) – Пробка;
8) – Шплинт;
9) – Трубка;
10) – Вкладыш шатунного подшипника;
11) – Поршень;
12) – Верхнее компрессионное кольцо;
13) – Сверление;
14) – Верхнее маслосъёмное кольцо с углублениями;
15) – Щель;
16) — Маслосъёмное кольцо без углублений;
17) – Поршневой палец;
18) – Втулка;
19) – Стальное маслосъёмное кольцо;
20) – Расширитель;
21) – Полость для центробежной очистки масла;
22) – Канал;
23) – Коренная шейка;
24) – Шатун;
25) – Радиальные отверстия;
26) – Верхние полукольца;
27) – Венец маховика;
28) – Маховик;
29) – Маслоотражатель;
30) – Болт крепления маховика;
31) – Стопорная пластина;
32) – Штифт;
33) – Вкладыш коренного подшипника;
34) – Крышка коренного подшипника;
35) – Контровая проволока;
36) – Нижние полукольца;
37) – Выступ;
38) – Крышка шатуна;
39) – Шатунный болт.
Вращение ротора центрифуги происходит со скоростью 5500 об/мин (давление масла перед ротором 5,5-6 кг/см2) при температуре масла 90 град. Цельсия. Проверка работы центрифуги на двигателе происходит путём быстрого снижения оборотов коленчатого вала (до минимальных) – при этом в течение 30 секунд должен быть слышен затухающий (постепенно) шум ротора.
Если в роторе присутствует малый объём отложений, то это говорит о неисправности центрифуги. У такой центрифуги первым делом следует провести чистку отверстий в форсунках с помощью латунной либо медной проволоки (диаметр 1,5-1,8 мм), а затем промыть сетки, расположенные на маслозаборных трубках и проконтролировать вращение ротора на оси. Вращение ротора от руки должно быть свободным (без заеданий и рывков), а остановка плавной. Очистка ротора должна производиться через каждые 120 ч работы двигателя. В процессе работы на внутренней стенке ротора происходит отложение слоя загрязнений, который приводит к сужению проходного отверстия, а также увеличению скорости масла в барабане. Дальнейшее увеличение слоя влечёт за собой возрастание скорости масла до такой степени, что оно начинает смывать отложения, и в итоге очистка масла ротором прекращается. Чтобы очистить ротор необходимо отвернуть болты и удалить колпак (24) [рис. 2], отвернуть гайку (13), снять упорное кольцо (12), а затем ротор. Далее отвернуть гайку (10) и разъединить крышку (5) ротора и основание (2). С помощью скребка (2) [рис. 4] производится очищение отложений с внутренней стороны крышки. После очистки следует промыть основание и крышку в дизельном топливе. Также необходимо очистить сетки (6) [рис. 2] и отверстия в форсунках (1). В процессе сборки ротора устанавливаются прокладки (25). При утечке масла через порванную прокладку происходит снижение оборотов ротора, ведущее к ухудшению очистки масла. По окончании сборки и установки ротора требуется проверить зазор между буртом втулки и упорным кольцом.
Рис. 4. Очистка ротора центрифуги тракторов Т-40 и Т-40А.
1) – Крышка ротора;
2) – Скребок.
Нормальная работа системы смазки возможна только на рекомендованном для двигателя масле. Летние масла используются, когда температура окружающего воздуха превышает +5 град. Цельсия, а зимние – когда она ниже +5 град. Цельсия. При заливании масла в картер нужно использовать чистую посуду и воронку с сеткой.
Ежесменно необходимо контролировать уровень масла в картере (на неработающем двигателе) через 25-30 после остановки, когда масло стечёт в картер. Доливать масло следует до верхней риски (надпись «Полно»), расположенной на указателе уровня масла.
В процессе работы двигателя происходит окисление масла, ухудшение его смазывающих свойств, повышение износа деталей, ускорение процесса нагарообразования, в связи с этим замена масла должна осуществляться через 120 часов работы. Слив масла из двигателя производится, когда оно прогрето, вследствие чего оно лучше стекает из всех механизмов и деталей. Вместе с этим следует промыть сетку приёмника масляного насоса, очистить и промыть магнитную пробку. Очистка и промывание маслозаливной горловины и газоотводной трубки производятся через 960 часов.