Управление трактором Т-150 выведено на рулевую колонку со штурвалом и даёт возможность:
1) – переключения передач (в диапазоне ряда) в процессе движения трактора;
2) – установки различных скоростей по бортам и осуществление поворота на фиксированных радиусах с активными гусеницами, а также сохранением кинематической связи гусениц с двигателем;
3) – полного либо частичного выключения фрикционных муфт в коробке передач и выполнения плавного поворота (со свободным радиусом);
4) – выполнения частичной либо полной затяжки тормоза борта, на котором выключена фрикционная муфта, и осуществления крутого поворота, в том числе и вокруг заторможенной гусеницы;
5) – выполнения экстренной остановки трактора путём нажатия на правую педаль с затяжкой обоих тормозов;
6) – фиксации тормозов в затянутом положении (горный тормоз), когда требуется удержать трактор на уклоне.
Устройство механизма управления трактором Т-150. Фигурные рычаги, выведенные между спицами рулевого колеса, служат для переключения передач, а также поворота с фиксированными радиусами. Пара тяг связывает верхние рычаги и качающиеся двуплечие рычаги, которые посажены на валике, закреплённом на крышке коробки передач в трубе с втулками. Передние плечи качающихся рычагов посредством тяг связаны с правым и левым рычагом распределителя КПП соответственно.
Рулевая колонка трактора Т-150 крепится к полу кабины посредством фланца [рис. 1]. Вал установлен в подшипниках нижнего и верхнего стаканов трубы колонки. Рулевое колесо закреплено на верхнем конце вала, а поводок с фигурным выступом – на его нижней части. В процессе поворота рулевого колеса вправо поводок действует на левый нижний рычаг, перемещая вперёд левую тягу управления правым бортом. В процессе поворота рулевого колеса влево боковой стенкой выступа поводка правый рычаг отклоняется вперёд, сдвигая вперёд правую тягу управления левым бортом.
Рис. 1. Рулевая колонка трактора Т-150.
1) – Поводок;
2) – Шариковый замок;
3) – Шайба упорная;
4) – Гайка;
5) – Рычаг правого борта;
6) – Рычаг левого борта;
7) – Нижний шариковый подшипник;
8) – Комплект электросигнала;
9) – Указатель;
10) – Стакан;
11) – Рулевое колесо;
12) – Верхний рычаг переключения передач;
13) – Кнопка сигнала;
14) – Фиксатор;
15) – Ось качания рычагов;
16) – Труба рулевой колонки;
17) – Вал руля;
18) – Стакан трубы;
19) – Опорный фланец;
20) – Дистанционная втулка.
Принудительный возврат рычагов тяг управления, которые посажены на валу (на металлокерамических втулках) с обеих сторон от поводка осуществляется шариковым замком, выполненным из трёх заложенных в отверстие поводка шариков. В сумме набор шариков имеет высоту, которая больше ширины ступицы поводка, и вошедший в лунку поворачиваемого рычага шарик соединяет его с поводком до возвращения в исходное положение.
Регулируемые тяги связывают нижние рычаги рулевой колонки с длинными рычагами поперечного мостика управления. Тяги с рычагами соединены шарнирно. Трущиеся поверхности шарниров защищены от попадания пыли за счёт надеваемых на пальцы головки тяг уплотнительных чехлов [рис. 2].
Рис. 2. Рулевое управление трактора Т-150.
1) – Рычаг левого гидрораспределителя;
2) – Рычаг правого гидрораспределителя;
3) – Тяга распределителя;
4) – Двуплечий рычаг левого борта;
5) – Двуплечий рычаг правого борта;
6) – Тяга верхняя;
7) – Рулевое колесо;
8) – Указатель;
9) – Верхний рычаг переключения передач;
10) – Педаль тормоза;
11) – Палец шарнира тяги;
12) – Правый рычаг левого борта;
13) – Поводок;
14) – Левый рычаг правого борта;
15) – Тяга управления левым бортом;
16) – Тяга управления правым бортом;
17) – Тяга тормоза;
18) – Рычаг-поводок тормоза;
19) – Палец-упор привода левого тормоза;
20) – Рычаг управления левым бортом;
21) – Оттяжная пружина;
22) – Палец-толкатель привода правого тормоза;
23) – Палец-упор привода правого тормоза;
24) – Гайка сферическая;
25) – Рычаг управления правым бортом;
26) – Тяга тормоза вертикальная;
27) – Гайка регулировочная;
28) – Рычаг тормозной ленты;
29) – Упор тормозной ленты;
30) – Труба рычагов;
31) – Качающийся рычаг привода тормозов;
32) – Палец;
33) – Тяга клапана;
34) – Рычаг клапана.
Поперечный вал мостика управления смонтирован на шаровых опорах в кронштейнах кабины. Длинный крайний правый рычаг мостика крепится на валу, с которым жёстко связан крайний левый рычаг, соединённый с рычагом клапана сброса давления левого борта посредством регулируемой тяги. Другой длинный рычаг смонтирован на металлокерамических втулках. Регулировочная тяга соединяет меньшее плечо рычага с рычагом клапана сброса давления правого борта.
Пальцы-толкатели, запрессованные в рычаги тяг клапанов сброса давления, в процессе качания рычагов могут упираться в площадки рычагов привода к тормозам, смонтированным на валу (свободно на втулках), рядом с рычагами тяг клапанов сброса давления.
Качающаяся труба, расположенная между рычагами привода тормозов, связана с педалью горного тормоза посредством правого приваренного рычага и тяги со сферической гайкой. Пальцы-упоры, запрессованные в оба рычага-поводка, вплотную подходят к площадкам рычагов тормозов. При нажатии на педаль оба рычага привода одновременно поворачиваются к тормозам, вертикальные тяги со сферической гайкой перемещаются вверх и оба тормоза затягиваются. В данном положении педаль можно зафиксировать защёлкой, которая входит в зацеп педали при подъёме.
При пользовании рулём определение начала затяжки тормозов осуществляется по фиксатору рулевого колеса, который входит в лунки верхней головки рулевой колонки со щелчком. Фиксатор смонтирован в защитном колпачке верхнего подшипника. За счёт пружин происходит возврат в исходное положение рулевого колеса трактора Т-150 и всей рычажной системы.