Механизм управления трактором Т-150


* * *

Управление трактором Т-150 выведено на рулевую колонку со штурвалом и даёт возможность:

1) – переключения передач (в диапазоне ряда) в процессе движения трактора;

2) – установки различных скоростей по бортам и осуществление поворота на фиксированных радиусах с активными гусеницами, а также сохранением кинематической связи гусениц с двигателем;

3) – полного либо частичного выключения фрикционных муфт в коробке передач и выполнения плавного поворота (со свободным радиусом);

4) – выполнения частичной либо полной затяжки тормоза борта, на котором выключена фрикционная муфта, и осуществления крутого поворота, в том числе и вокруг заторможенной гусеницы;

5) – выполнения экстренной остановки трактора путём нажатия на правую педаль с затяжкой обоих тормозов;

6) – фиксации тормозов в затянутом положении (горный тормоз), когда требуется удержать трактор на уклоне.

Устройство механизма управления трактором Т-150. Фигурные рычаги, выведенные между спицами рулевого колеса, служат для переключения передач, а также поворота с фиксированными радиусами. Пара тяг связывает верхние рычаги и качающиеся двуплечие рычаги, которые посажены на валике, закреплённом на крышке коробки передач в трубе с втулками. Передние плечи качающихся рычагов посредством тяг связаны с правым и левым рычагом распределителя КПП соответственно.

Рулевая колонка трактора Т-150 крепится к полу кабины посредством фланца [рис. 1]. Вал установлен в подшипниках нижнего и верхнего стаканов трубы колонки. Рулевое колесо закреплено на верхнем конце вала, а поводок с фигурным выступом – на его нижней части. В процессе поворота рулевого колеса вправо поводок действует на левый нижний рычаг, перемещая вперёд левую тягу управления правым бортом. В процессе поворота рулевого колеса влево боковой стенкой выступа поводка правый рычаг отклоняется вперёд, сдвигая вперёд правую тягу управления левым бортом.

Рулевая колонка трактора Т-150

Рис. 1. Рулевая колонка трактора Т-150.

1) – Поводок;

2) – Шариковый замок;

3) – Шайба упорная;

4) – Гайка;

5) – Рычаг правого борта;

6) – Рычаг левого борта;

7) – Нижний шариковый подшипник;

8) – Комплект электросигнала;

9) – Указатель;

10) – Стакан;

11) – Рулевое колесо;

12) – Верхний рычаг переключения передач;

13) – Кнопка сигнала;

14) – Фиксатор;

15) – Ось качания рычагов;

16) – Труба рулевой колонки;

17) – Вал руля;

18) – Стакан трубы;

19) – Опорный фланец;

20) – Дистанционная втулка.

Принудительный возврат рычагов тяг управления, которые посажены на валу (на металлокерамических втулках) с обеих сторон от поводка осуществляется шариковым замком, выполненным из трёх заложенных в отверстие поводка шариков. В сумме набор шариков имеет высоту, которая больше ширины ступицы поводка, и вошедший в лунку поворачиваемого рычага шарик соединяет его с поводком до возвращения в исходное положение.

Регулируемые тяги связывают нижние рычаги рулевой колонки с длинными рычагами поперечного мостика управления. Тяги с рычагами соединены шарнирно. Трущиеся поверхности шарниров защищены от попадания пыли за счёт надеваемых на пальцы головки тяг уплотнительных чехлов [рис. 2].

Рулевое управление трактора Т-150

Рис. 2. Рулевое управление трактора Т-150.

1) – Рычаг левого гидрораспределителя;

2) – Рычаг правого гидрораспределителя;

3) – Тяга распределителя;

4) – Двуплечий рычаг левого борта;

5) – Двуплечий рычаг правого борта;

6) – Тяга верхняя;

7) – Рулевое колесо;

8) – Указатель;

9) – Верхний рычаг переключения передач;

10) – Педаль тормоза;

11) – Палец шарнира тяги;

12) – Правый рычаг левого борта;

13) – Поводок;

14) – Левый рычаг правого борта;

15) – Тяга управления левым бортом;

16) – Тяга управления правым бортом;

17) – Тяга тормоза;

18) – Рычаг-поводок тормоза;

19) – Палец-упор привода левого тормоза;

20) – Рычаг управления левым бортом;

21) – Оттяжная пружина;

22) – Палец-толкатель привода правого тормоза;

23) – Палец-упор привода правого тормоза;

24) – Гайка сферическая;

25) – Рычаг управления правым бортом;

26) – Тяга тормоза вертикальная;

27) – Гайка регулировочная;

28) – Рычаг тормозной ленты;

29) – Упор тормозной ленты;

30) – Труба рычагов;

31) – Качающийся рычаг привода тормозов;

32) – Палец;

33) – Тяга клапана;

34) – Рычаг клапана.

Поперечный вал мостика управления смонтирован на шаровых опорах в кронштейнах кабины. Длинный крайний правый рычаг мостика крепится на валу, с которым жёстко связан крайний левый рычаг, соединённый с рычагом клапана сброса давления левого борта посредством регулируемой тяги. Другой длинный рычаг смонтирован на металлокерамических втулках. Регулировочная тяга соединяет меньшее плечо рычага с рычагом клапана сброса давления правого борта.

Пальцы-толкатели, запрессованные в рычаги тяг клапанов сброса давления, в процессе качания рычагов могут упираться в площадки рычагов привода к тормозам, смонтированным на валу (свободно на втулках), рядом с рычагами тяг клапанов сброса давления.

Качающаяся труба, расположенная между рычагами привода тормозов, связана с педалью горного тормоза посредством правого приваренного рычага и тяги со сферической гайкой. Пальцы-упоры, запрессованные в оба рычага-поводка, вплотную подходят к площадкам рычагов тормозов. При нажатии на педаль оба рычага привода одновременно поворачиваются к тормозам, вертикальные тяги со сферической гайкой перемещаются вверх и оба тормоза затягиваются. В данном положении педаль можно зафиксировать защёлкой, которая входит в зацеп педали при подъёме.

При пользовании рулём определение начала затяжки тормозов осуществляется по фиксатору рулевого колеса, который входит в лунки верхней головки рулевой колонки со щелчком. Фиксатор смонтирован в защитном колпачке верхнего подшипника. За счёт пружин происходит возврат в исходное положение рулевого колеса трактора Т-150 и всей рычажной системы.

3*

Яндекс.Метрика