Трансмиссия современных тракторов и автомобилей включает в себя отдельные механизмы, которые фиксируется к раме через упругую подвеску либо жёстко. Оси соединяемых валов данных агрегатов зачастую расположены в разных плоскостях, а также под углом (одна к другой).
Чтобы компенсировать несоосности валов, которые возникают вследствие деформаций рамы либо монтажных неточностей (до 5 град), соединения неподрессоренных агрегатов вместе с подрессоренными, а также привод ведущих управляемых колёс автомобилей (до 40 град) реализуются посредством карданных передач различных типов. Карданная передача включает в себя три основных элемента:
1) – карданные шарниры либо карданные муфты;
2) – валы;
3) – опоры.
Работы карданной передачи, которая имеет переменные углы, сопряжена с изменением расстояния между механизмами. Данный фактор должен учитываться в конструкции передачи (использование подвижных шлицевых соединений).
Предъявляемые к карданным передачам требования напрямую зависят от их предназначения. Все передачи должны обеспечивать между соединяемыми агрегатами синхронную равномерную передачу энергии; иметь высокий КПД; бесшумно работать. Детали и сборочные единицы карданных передач унифицируются.
Карданные передачи по числу используемых шарниров подразделяются на одно-, двух-, трёхшарнирные и т.д. На тракторах и автомобилях широкое распространение получила двухшарнирная карданная передача. В случае установки механизмов на одном основании рядом друг с другом – применяется одношарнирная карданная передача.
Основным элементом карданной передачи является карданный шарнир. Тип карданного шарнира определяет не только кинематику передачи и максимально допустимые углы наклона валов, но и влияет на частоты крутильных колебаний, возникающих в трансмиссии. Срок службы карданных шарниров определяет ресурс карданной передачи.
Карданные передачи по кинематике подразделяются на два типа:
1) – шарниры равных угловых скоростей (синхронные);
2) – шарниры неравных угловых скоростей (асинхронные).
Синхронные шарниры используются в приводах ведущих (управляемых) колёс автомобилей. Асинхронные шарниры применяются на тракторах.
В автотракторостроении из карданных муфт нашли применение жёсткая зубчатая и упругая с диском либо резинометаллическими втулками.