Карданные муфты используются в передачах, имеющих небольшой угол наклона между валами (порядка 3-5 град). Они бывают жёсткие и упругие.
В жёстких карданных муфтах наклон валов реализуется посредством зазоров между деталями, тогда как в упругих – за счёт деформации упругого элемента муфты.
Широкое применение в трансмиссиях автомобилей и тракторов нашли упругие карданные муфты, где роль упругого элемента выполняют резиновые втулки. Втулки (1) [рис. 1] устанавливают с предварительным натягом в гнёзда штампованной стальной обоймы (2) и стягивают болтами (3) их половинки. Упругие карданные муфты допускают осевое смещение валов. Вследствие этого в данной карданной передаче компенсирующие шлицевые соединения могут отсутствовать, за счёт чего повышается надёжность работы передачи. Помимо этого, упругие муфты являются гасителями крутильных колебаний в трансмиссии ввиду присутствия внутреннего трения в упругом элементе.
Рис. 1. Карданная передача с резиновыми втулками.
1) – Резиновая втулка;
2) – Обойма;
3) – Болт.
Применение данной муфты с резиновыми втулками позволяет использовать максимальное угловое смещение вилок (не более 8 град.) при передаче малого крутящего момента. Упругие карданные муфты имеют следующие преимущества: простота эксплуатации, а также дешевизна изготовления. Однако резина должна отвечать повышенным требованиям:
1) прочность на разрыв – от 1500 Н/см2;
2) относительное удлинение – от 35%;
3) твёрдость – HRC 65-75;
4) тепло- и морозостойкость;
5) работоспособность от -40 до +60 град. Цельсия.
Техническое обслуживание карданных муфт и карданных передач подразумевает осмотр, подтяжку креплений и (если предусмотрено конструкцией) смазывание.