Однодисковое сцепление с периферийным расположением нажимных пружин смонтировано на маховике (1) [рис. 1]. Нажимной диск (4) с кожухом (10) сцепления соединяется посредством выступов проушин, за счёт чего несколько увеличивается усилие сопротивления выключению сцепления из-за трения, которое возникает в процессе осевого перемещения нажимного диска.
Рис. 1. Сцепление автомобиля ГАЗ-53.
1) – Маховик;
2) – Картер сцепления;
3) – Ведомый диск;
4) – Нажимной диск;
5) – Отжимные рычаги;
6) – Маслёнка;
7) – Гайка;
8) – Подшипник;
9) – Вал;
10) – Кожух сцепления;
11) – Пружины.
Нажимное усилие создаётся цилиндрическими пружинами (11), которые расположены по периферии нажимного диска. В зависимости от конструкции машины количество пружин и их жёсткость могут варьироваться. Под пружины (со стороны нажимного диска) устанавливаются теплоизолирующие прокладки.
Периферийное расположение нажимных пружин позволяет обеспечивать равномерность распределения нажимного усилия при износе фрикционных накладок, за счёт чего усилие сохраняется практически неизменным.
Ведомый диск (3) с кольцевыми фрикционными накладками устанавливается между маховиком двигателя и нажимным диском (4) на ведущем шлицованном валу (9) коробки передач. С целью уменьшения динамических нагрузок в трансмиссии машины ведомый диск изготавливают как можно легче.
Чтобы обеспечить плавное включение сцепления одна из фрикционных накладок приклёпана к стальным волнистыми пружинящими пластинами (2) [рис. 2], которые присоединены к ведомому диску (3). На фрикционной накладке (1) предусмотрены радиальные канавки для вентиляции трущихся поверхностей, а также с целью удаления случайно попавшего масла.
Рис. 2. Ведомый диск сцепления автомобиля ГАЗ-53.
1) – Фрикционная накладка;
2) – Волнистые пластины;
3) – Ведомый диск;
4) – Балансировочный грузик;
5) – Фрикционные кольца;
6) – Диск;
7) – Диск;
8) – Пальцы;
9) – Ступица;
10) – Пружины демпфера.
В диске предусмотрен демпфер для гашения крутильных колебаний, возникающих при неравномерном вращении коленчатого вала двигателя, движении машины по неровным дорогам, резких изменениях угловых скоростей валов трансмиссии, резком включении сцепления и прочего. Демпфер выполнен из пары элементов: упругого (резиновый либо пружинный) и фрикционного (стальные кольца (5)). Упругий элемент даёт возможность совершать относительное перемещение ступицы и диска и, помимо этого, способствует снижению частоты собственных колебаний трансмиссии. Фрикционный элемент превращает кинетическию энергию колебаний в теплоту, которая потом рассеивается.
В окнах ступицы (9) установлены (в сжатом состоянии) несколько пружин (10). Между фланцем ступицы и дисками (6) и (7) установлены фрикционные кольца (5) и регулировочные стальные прокладки. Диски соединены пальцами (8), утолщёнными в средней части и расклёпанными по концам. Момент трения устанавливается путём подбора толщины стальных регулировочных прокладок. Перемещение ведомого диска сцепления относительно ступицы (9) ограничивается пальцами (8), которые упираются в края вырезов фланца ступицы.
Ведомый диск в сборе статически балансируется посредством пластинчатых грузиков (4).
Отжимные рычаги (5) [рис. 1] стремятся расположиться симметрично относительно нажимных пружин. Их крепят к нажимному диску (4) через игольчатые подшипники с целью уменьшения сил трения. Рычаги также через сферические поверхности регулировочных гаек (7) опираются на кожух, обеспечивая самоустановку рычагов (5) при выключении сцепления. Расположение внутренних рычагов в одной плоскости достигается гайками (7), которые по завершении регулировки раскерниваются (данная регулировка в процессе эксплуатации, как правило, не выполняется).
С целью обеспечения полноты включения сцепления между внутренними концами отжимных рычагов (5) и подшипником (8) делается зазор, который регулируется (в процессе эксплуатации) через привод управления сцеплением. Для отвода от поверхностей трения теплоты нажимной диск изготавливается массивным. Предусмотренные в картере вентиляционные окна способствуют также охлаждению сцепления.
В большинстве сцеплений смазывают только пару точек:
1) – Подшипник (8) через маслёнку (6);
2) – Внутренний подшипник вала сцепления, смонтированный в маховике при сборке.
Для лучшего доступа к деталям сцепления нижняя часть картера (2) выполняется съёмной.